Перед тем, как Большой театр откроет свой 241-й сезон, на его Исторической сцене выступит театр Ла Скала с 10 по 16 сентября. Гастроли прославленного итальянского театра в Москве можно смело назвать "очередными", если бы всякий раз это не было крупнейшим, незабываемым событием в культурной жизни столицы.

Началом многолетней дружбы и сотрудничества между Большим и театром Ла Скала стали московские гастроли миланской оперной труппы, состоявшиеся в 1964 году (Ла Скала первым среди крупных западных театров приехал в СССР после окончания Второй мировой войны). Чуть позже, в 65-м, с ответным визитом в Милан отправилась и оперная труппа Большого. В XX веке столь же масштабные обменные гастроли (несколько спектаклей и концерты) имели место еще два раза – в 1973/74 гг. и в 1989 г.

Но в нынешнем столетии процесс пошел гораздо быстрее и активнее. В начале века Большой впервые показал московской публике два спектакля, арендованные у театра Ла Скала, - «Адриенну Лекуврер» Чилеа и «Фальстафа» Верди. А в 2006 году Большой и Ла Скала подписали договор о сотрудничестве – и оно стало набирать обороты. Вскоре после этого — в мае 2007 г. — в Милан после тридцатилетнего перерыва поехала балетная труппа Большого театра. В январе 2008 г. в Ла Скала выступили оркестр и хор Большого, в 2009-м к оркестру и хору присоединились и солисты оперы, а в программу гастролей, помимо концертов, вошел спектакль – знаменитый «Евгений Онегин» в постановке Д. Чернякова. В 2008-м первой из российских артистов была возведена в ранг этуали театра Ла Скала очень популярная в Италии прима-балерина Большого Светлана Захарова. А в Большом в 2010 г. выступили солисты и оркестр Академии Ла Скала. Зимой 2011-го Ла Скала, опять-таки первым из иностранных коллективов, ступил на открытую после ремонта историческую сцену Большого (хор, оркестр и солисты предъявили визитную карточку театра - «Реквием» Верди, балетная труппа исполнила не идущий в России шедевр Баланчина – «Сон в летнюю ночь», а также «Эксельсиор» - свой исторический, старинный и возрожденный в XXI веке спектакль). В 2012-м Ла Скала концертом из симфоний Моцарта и «Дон Жуаном» в постановке Р. Карсона открыл в Большом очередной театральный сезон… Так же, как и сейчас: Большой еще готовится к своему новому сезону, а на его сцену, уже такую обжитую и знакомую, выходит замечательный театр Ла Скала.

Программа рассчитана на широкий вкусовой диапазон. Вновь прозвучит «Реквием» Верди, почти бессменный и столь же неизменно желанный «участник» любых гастролей миланской оперы. Состоится концерт из произведений итальянских композиторов – стопроцентных шлягеров, которые, однако, не часто звучат на нашей концертной эстраде. Как, если бы не театр Ла Скала, не удалось бы московской публике встретиться и с «Симоном Бокканегрой». Первый раз Ла Скала привез эту замечательную оперу Верди в 1974 году. И вот она вновь попала в гастрольную программу – разумеется, в другой постановке и с новыми исполнителями.

Нынешняя сценическая версия — совместная постановка Ла Скала и Берлинской государственной оперы (премьера состоялась в 2010 г.). Это красивый и величественный спектакль, своей богатой цветовой палитрой родственный полотнам итальянских мастеров. Благородно простая, немного условная сценография Паоло Бислери, яркие «квазиисторические» костюмы Джованны Буцци, несколько статичная, но внимательная к исполнителям режиссура Фредерико Тьецци, — фокусируют внимание на психологической выстроенности мизансцен, выявляющих характеры персонажей.

Исполнить заглавную партию на сцене Большого театра приглашен прославленный баритон Лео Нуччи, один из крупнейших мастеров бельканто и лучших исполнителей баритоновых партий в операх Джузеппе Верди. Его главным политическим соперником (Якопо Фиеско) выступит русский бас Михаил Петренко, солист Мариинского театра, уже выступавший и в спектаклях Большого («Руслан и Людмила»), и с театром Ла Скала («Реквием» Верди). Единственную в этой «мужской» опере главную женскую партию исполнит блестящая актриса и великолепное сопрано Кармен Джаннаттазио, а в роли Габриэле Адорно занят темпераментный итальянский тенор Фабио Сартори. Серией спектаклей в Большом театре дирижирует маэстро Мунг-Вун Чунг, выдающийся дирижер универсального репертуарного и стилистического диапазона, имеющий репутацию непревзойденного интерпретатора вердиевских опер.

Гастроли Ла Скала практически немыслимы без «Реквиема» Верди еще и потому, что концертная жизнь этого гениального сочинения началась именно в его стенах.

«Реквием» Верди, — единственное крупное сочинение маэстро, не предназначенное для оперной сцены, — посвящен памяти классика итальянской литературы и борца за независимость Италии, Алессандро Мандзони, перед личностью и творчеством которого Верди преклонялся: «Непосредственный импульс, вернее, необходимая потребность сердца заставляет меня сделать все, что в моих силах, чтобы почтить память этого великого мужа». Впервые под управлением автора Missa da requiem исполнялась 22 мая 1874 г. в миланской церкви Сан-Марко, а через несколько дней с огромным успехом прошли три концертных исполнения в театре Ла Скала.

Гениальное сочинение великого итальянца исполнят Мария Хосе Сири (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Франческо Мели (тенор), Дмитрий Белосельский (бас), хор и симфонический оркестр театра Ла Скала под управлением выдающегося маэстро Риккардо Шайи, который с 2015 г. является музыкальным руководителем театра.

15 сентября Филармонический оркестр Ла Скала и маэстро Риккардо Шайи дают единственный симфонический концерт, программу которого составят сочинения Луиджи Керубини, Джузеппе Верди и Джоаккино Россини. Филармонический оркестр Ла Скала был основан по инициативе Клаудио Аббадо в 1982 г. с целью дополнить и развить богатейшие традиции театра Ла Скала. На протяжении всей его истории за дирижерским пультом выступали выдающиеся дирижеры, такие, как Жорж Претр, Лорин Маазель, Вольфганг Заваллиш, Карло Мария Джулини, Леонард Бернстайн, Джузеппе Синополи, Валерий Гергиев, Зубин Мета, Сейджи Озава, Риккардо Мути, Мунг-Вун Чунг, Геннадий Рождественский, Семен Бычков. Постоянно гастролируя, демонстрируя исполнительское мастерство высочайшего уровня, коллектив заслужил репутацию одного из лучших мировых оркестров.

 

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей