Когда слушаешь пение Ольги Кульчинской, солистки Большого театра, а теперь лауреата конкурса «Опералия-2016» в Мехико (третья премия), невольно возвращаешься к мысли о том, какое чудо человеческий голос, какой это необыкновенный инструмент! Действительно, голос певицы поражает редкостной красотой тембра, изысканным звучанием, благодаря чему известные арии в исполнении певицы воспринимаются как впервые услышанные, как откровение!
Понятно, что к природной красоте голоса добавлен огромный труд исполнительницы, усилия её педагогов. Только тогда и возможен такой блестящий результат, как победа на конкурсе «Опералия». По возвращении в Москву Ольга любезно согласилась ответить на вопросы о своём творчестве, о конкурсе, о себе.
Как возникла идея участвовать в таком трудном и очень престижном конкурсе?
Для меня участие в «Опералии» было "студенческой" мечтой, каждый год я слушала онлайн-трансляцию, всегда старалась следить за карьерой победителей. То есть, сама идея попасть на этот конкурс родилась давно, я просто ждала момента, когда появится уверенность в своих силах и чувство, что я могу достойно там выступить. Конкурс очень известный, очень серьёзное жюри, авторитет маэстро Доминго,- все это уже внушает страх и волнение. Поэтому надо быть хорошо подготовленным не только в вокальном и профессиональном плане, но и в психологическом. Для некоторых певцов этот фактор оказывается даже сложнее. Я подала заявку на конкурс с мыслями: "А почему бы и нет?", а когда узнала что вошла в список участников, с одной стороны, очень обрадовалась, а с другой стороны, в голове появилось много вопросов и сомнений, готова ли я, какую программу выбрать... Но уже выбора не было, я радовалась что попаду на конкурс и о результатах думала меньше всего.
Как формировалась Ваша программа?
С программой все не просто получилось. Посоветовавшись со всеми педагогами, я решила взять программу проверенную и впетую. Но сложность выбора программы на такой конкурс заключается в том, что ты должен выйти на сцену и в двух или, как на втором и третьем туре, в одной арии, постараться вынести все, показать все свои возможности. Это намного сложнее, чем спеть целый спектакль. Я решила выбрать более впетые арии, потому что времени на подготовку чего-то нового, может быть, более яркого и сложного, не было. Я была около двух месяцев на постановке в Барселоне и вернулась в Москву за пять дней до вылета в Мексику. Но за эти дни я старалась повторить и запомнить какие-то важные замечания педагогов.
Кто работал с Вами, кто готовил Вас к выступлению на конкурсе?
Иногда, побеждая на конкурсах или достигая успехов, мы забываем о долгой и важной работе с теми людьми, без которых, может быть, у тебя и ничего не получилось бы. Самая важная часть работы была сделана со Светланой Григорьевной Нестеренко и с Дмитрием Юрьевичем Вдовиным. Я всегда чувствовала огромную поддержку и веру в мои силы с их стороны и со стороны всех коучей и пианистов, с которыми я работала и готовилась к конкурсу. Также очень вдохновляла работа с коучем по французской фонетике Юлией Синицей, и петь на французском стало не так страшно, как раньше.
Каковы были Ваши собственные ожидания от участия в конкурсе?
Я не строила себе воздушные замки по поводу победы, я просто очень радовалась тому, что в моей жизни выпал шанс попасть на этот замечательный конкурс. Я ехала с надеждой достойно и ярко выступить, ехала за новыми знакомствами, новыми друзьями, новыми впечатлениями и новым опытом. Это все я и получила в результате. И это для меня самое ценное.
Какова была обстановка, взаимоотношения с соперниками на конкурсе?
С самого первого тура мы все поняли, что уровень конкурса в этом году очень высокий, много сильных ребят, с красивыми голосами и немалым опытом. Но вне конкурса и за кулисами я абсолютно не чувствовала соперничества между нами, нас объединило чувство волнения и радости, что мы все уже стали участниками этого конкурса, что мы имеем возможность петь для такого авторитетного жюри, и общаться с Пласидо Доминго и его семьёй. Ведь для многих ребят это было очень давней мечтой, они подавали заявку несколько раз. И ещё в этом году у нас была очень сильная, веселая и дружная русскоязычная компания, мы все друг друга очень поддерживали, и ребята, которые не прошли на второй или третий тур, очень болели за нас, радовались за нас, за что я им очень благодарна.
Как Вы ощущали личность маэстро Пласидо Доминко в рамках конкурса?
Я не буду говорить о том, что Пласидо Доминго легенда мирового оперного искусства, что мы все росли и развивались как певцы и как артисты на его записях. Этот факт, конечно, вызывает трепет и волнение в ожидании встречи с ним. Но когда мы встретились с Маэстро вживую, волнение куда-то рассеялось, и мы наслаждались общением с простым человеком, который любит оперу, музыку, пение, который очень открыт и дружелюбен. Наверное, так и должно быть, что великие музыканты оказываются в жизни великими людьми. Это очень вдохновляет и направляет тебя к новым целям, развивает тебя не только как певца, но и как человека.
Оправдали ли Вы свои собственные ожидания от участия в конкурсе?
Мы не можем предугадать ничего в своей жизни. Сейчас я счастлива, что все получилось именно так, как получилось. Победа на «Опералии», какая бы премия не была, имеет огромную ценность и лично для меня является ещё одним важным шагом в творческом пути.
Изменилось ли что-либо в Ваших творческих планах после конкурса?
Думаю, что после конкурса для всех финалистов открылись новые горизонты, появились какие-то новые интересные и полезные знакомства. Мы достаточно хорошо и дружелюбно общались с жюри, некоторые из них меня слышали раньше, некоторые услышали на конкурсе впервые. Думаю и надеюсь что все самое интересное впереди, главное ничего не бояться, не останавливаться в развитии, и любить свою профессию и музыку.
Остаётся только поздравить вас с блестящим выступлением на конкурсе «Опералия-2016», с победой, и пожелать творческих успехов!
Беседовала Людмила Краснова