В летних перипетиях нынешнего года, в связи с Олипиадой-2016 в Рио-де-Жанейро, отошли на второй план события в мировой оперной практике, которые, пожалуй, сопоставимы с главным спортивным состязанием. Это Опералия-2016, конкурс молодых оперных певцов, проводимый великим маэстро Пласидо Доминго. Как-то информации особенно и не было, выпало это значимое событие из основного информационного поля.

И вдруг пришла благая весть, радостное событие: призёрами Опералии-2016 стали наши молодые певцы, солисты Большого театра, тенор Богдан Волков (вторая премия) и сопрано Ольга Кульчинская (третья премия). Это очень высокий результат, значимое событие не только в личной карьере молодых певцов, но и в жизни нашей современной оперы. Понятно, что вопрос оперных кадров решающий в существовании этого жанра на отечественных оперных сценах и, в том числе, на сцене Большого театра, солистами которого являются наши герои.

Богдан Волков и Ольга Кульчинская прошли обучение в Молодёжной оперной программе Большого театра, руководимой профессором Дмитрием Вдовиным, с именем которого связаны успехи на мировых оперных сценах таких знаменитостей, как баритон Василий Ладюк, тенор Дмитрий Корчак, тенор Сергей Романовский, тенор Георгий Васильев, сопрано Альбина Шагимуратова и многих-многих других исполнителей. После завершения обучения в МОП Большого театра молодые артисты, Богдан Волков и Ольга Кульчинская, были приняты солистами в труппу театра, в составе которой успешно работают в настоящее время.

И вот теперь Опералия-2016, труднейший и престижнейший конкурс оперных певцов. Представилась уникальная возможность задать вопросы об этом соревновании победителям. В первом интервью Богдан Волков, тенор, рассказывает об участии в конкурсе Опералия-2016.

 

Как возникла идея участвовать в таком трудном и очень престижном конкурсе?

Опералия - это самый престижный оперный конкурс в мире, это как олимпийские игры, о нем знают все, он стал легендарным, и конечно идея когда-нибудь в нем поучаствовать появилась много лет назад, когда я ещё был студентом училища. Это была мечта и я думал, что буду принимать участие в нем лет в 30, и это будет последний конкурс, в котором можно будет участвовать.

Идея была абсолютно авантюрной. Я подал заявление в последние дни ради интереса. Никаких вступительных взносов, никаких рекомендационных писем - только две записи любых арий. У меня как раз две и было - Ленский и Лыков. Ночью всегда приходят безумные идеи, вот я и зарегистрировался.

Когда пришло письмо о том, что я прошёл в четверть-финал, что я один из 40 отобранных по всему миру певцов, я испугался. Я подумал, что это, безусловно, здорово, но мне ещё рано. И действительно, ещё много всего есть, к чему я стремлюсь и я только в начале пути... Конечно это стресс и огромная ответственность. Но такое бывает раз в жизни, я посоветовался с моими учителями и решил, что нужно ехать.

 

Как формировалась Ваша программа?

Это единственный конкурс, в котором требуется очень короткая программа - всего четыре оперные арии. Я конечно поставил Тамино и Ленского, они у меня самые впетые, а над второй половиной программы долго думал и сомневался. Хотелось сделать программу разнообразной по стилям и языкам. Обязательно хотелось поставить какую-нибудь французскую арию и, конечно, итальянскую. Весь прошлый год я впевал арию Ромео, но иногда нужно время, что бы вещь "отлежалась", поработать над ней хорошо и оставить на некоторое время. На конкурс я хотел оставить именно её, но решил попробовать арию Вертера, которую никогда раньше не пел. Иногда бывает так, что новые вещи достаточно комфортно ложатся на голос и то, что они свежие даёт свои привилегии, так что я решил рискнуть и выбрал именно её.

Четвёртая ария оставалась под вопросом. Меня пока не устраивало исполнение итальянских арий, которые я имею в репертуаре. Сроки подходили к концу, и нужно было определяться... Я подумал, что нужна ария, которую я смогу спеть стабильно в любое время и в любом состоянии и уже не важно на каком языке. И тут я решил поставить Лыкова. Эта партия у меня достаточно впета, роль осмысленна и я за неё переживать не буду. Конечно, я понимал, что две русские арии ставить рискованно, но, по крайней мере, я буду спокоен за неё.

Так как при подаче заявки я особо не рассчитывал, что пройду отбор, я не участвовал в отдельной номинации исполнения Сарсуэлы, да и я никогда их не пел. Если бы готовился целеустремленно и заранее, конечно бы, принял участие...

 

Кто работал с Вами, кто готовил Вас к выступлению на конкурсе?

Меня готовили мои учителя Дмитрий Вдовин и Светлана Нестеренко, также со мной занимались педагоги Молодёжной оперной программы Большого театра, инструктора по немецкой фонетике Роман Матвеев и по французской фонетике Юлия Синица, за что я им очень благодарен, так как после конкурса члены жури отметили моё произношение.

Времени для подготовки было мало, в театре всегда много работы. Следующий сезон будет очень насыщенный и готовиться нужно заранее, нужно было учить четыре новых партии для следующего сезона и петь спектакли текущего репертуара, последние были – «Царская невеста», с записью и трансляцией, нужно было беречь голос и стараться сохранить его свежим. Но так как Ленский, Тамино и Лыков у меня были уже готовы, нужно было только срочно впеть Вертера. В отпуск я ушёл рано, и у меня была возможность посвятить последнее время полностью к подготовке. Я очень благодарен моим учителям за веру и поддержку. Я занимался каждый день, это были интенсивные занятия. Этот период спровоцировал меня расти и развиваться быстрее, чем обычно. Я думаю, что смог вынести на сцену все, над чем мы упорно занимались настолько, насколько могу сейчас. И меня пропустили в финал.

Каковы были Ваши собственные ожидания от участия в конкурсе?

Я ехал на конкурс, не зная чего ожидать. Конечно, я хотел стать лауреатом, но конкурс - это сумма объективных мнений членов жури, они живые люди, кому-то что-то нравится, другому не нравится. Конечно, они профессионалы и абсолютно компетентны, но все же на конкурсе, кроме подготовки, нужна и удача. Я думаю, она вызывается куражом. Мне хотелось показать себя, самовыразиться, и я воспринимал конкурс как прекрасную возможность прослушаться для представителей лучших театров мира, а также побывать в новом месте, в котором я никогда не представлял, что когда-нибудь побываю.

 

Какова была обстановка, взаимоотношения с соперниками на конкурсе?

Обстановка была дружелюбной, все участники были очень общительны и открыты. Некоторых я уже знал и был рад с ними встретиться снова. Из 40 участников было 12 теноров! Все пели потрясающе. Я был самый молодой из парней, это немного добавляло волнений, но внутри меня подбадривало. Все были безумно счастливы побывать на этом конкурсе, спеть для жюри, познакомиться друг с другом, встретиться лично с Пласидо Доминго! Все профессионалы, у многих уже сложилась хорошая карьера и вне зависимости от конкурса будет продолжаться. Так что все желали друг другу удачи, поддерживали и от куража в воздухе был заряд позитивного электричества. Очень сильная была американская команда и интересно то, что они часто пели русскую музыку! И выступали очень ярко и артистично. В этом можно убедиться, посмотрев записи трансляций первых двух туров в Facebook, а так же в записи финала на Medici.tv. Моя семья не спала ночами, что бы посмотреть трансляцию и поддержать меня.

Как Вы ощущали личность маэстро Пласидо Доминго в рамках конкурса?

Маэстро очень простой и добрый. В его присутствии мы чувствовали родного человека, который желает нам добра и хочет помочь. Это невероятная личность, я слушаю его с самого детства. Сколько записей мы все переслушали, сколько спектаклей пересмотрели, как он нас всех вдохновил. И этот человек стоит рядом с нами, разговаривает, спрашивает, интересуется... Это невероятно. При этом все очень тепло, сердечно, он человек с большим сердцем. Кроме огромной чести работать с маэстро, с ним было очень удобно и комфортно. Никто так хорошо не поймёт певца, как певец.

Оправдали ли Вы свои собственные ожидания от участия в конкурсе?

Моя главная цель была пройти в третий тур и показать всему миру моего Ленского, я очень рад, что исполнил в финале именно его. Я не ожидал какого-нибудь приза, я хотел самовыразиться и чувствовал, что публика поддерживает меня.

Изменилось ли что-либо в Ваших творческих планах после конкурса?

Со всеми членами жюри сохранился хороший контакт. У меня уже было несколько хороших предложений до конкурса и очень много работы в Большом театре. Предложения редко делаются сразу, обычно составляется план на несколько лет вперёд. Я уверен, что после Опералии буду развиваться гораздо стремительней и эффективней.

 

Беседовала Людмила Краснова

 

/Photo: Yorch Gómez/

Вернуться к списку новостей