Еще не так давно Рихард Штраус был страшно раритетным композитором в наших оперных театрах – его не ставили практически нигде. Однако в постсоветское время ситуация стала потихонечку меняться. Как и водится, первым дорожку проложил Мариинский театр, который начал успешно осваивать наследие «другого Рихарда» еще в 1990-е годы: сначала это были два робких прикосновения в виде постановок «Саломеи» (в 1995 и 2000 годах), а в 2000-е ведущий петербургский театр уже смело взялся за «Электру», «Ариадну на Наксосе» и «Женщину без тени». В нынешнем десятилетии эстафету подхватили Большой (с «Кавалером розы») и «Новая опера» (с «Каприччио» и «Саломеей»), однако, безусловно, в России только еще приступили к созданию собственной штраусианы.

«Ариадну», поворотную в творчестве композитора оперу от экспрессионизма к классицизму (1912 г.) в России особо не жаловали – если уж ставился Штраус, то что-нибудь другое. Своего рода открытием ее для отечественной публики стала трансляция в 1980-е годы еще по советскому телевидению спектакля из «Метрополитен-оперы» с блистательными Джесси Норман и Кетлин Бэтл.

«Ариадна на Наксосе»- опера, восхитительная во всех отношениях. Музыкальный ее язык настолько выразителен, роскошен, что, погружаясь в него, никак не желаешь выходить из этого состояния еще долго по окончании спектакля. Сюжет – остроумен и интригующий, здесь композитор показывает всегда интересный для сторонней публики, для непосвященных, мир театрального закулисья – с его интригами, несуразностью, смешными амбициями и обидами. Кроме того, этот мир показан гротескно, причем во втором акте эта издевка выносится из мира закулисья и на авансцену.

После Мариинки взяться за «Ариадну» отважились в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. Не побоялись мощного штраусовского оркестра, убийственных партий и много чего другого и… в общем-то выиграли! Молодому маэстро Алексею Верещагину удалось совладать с пряной роскошью штраусовского письма и уместить безбрежный океан звуков в крошечный зал на Никольской, не принеся в жертву певцов. Необыкновенно раскрылась в примадонской партии титульной героини Ирина Алексеенко – такой царственной Ариадны от нее никак нельзя было ожидать, но артистка в этой роли совершенно преобразилась и выдала игру и пение очень качественные. Феерию вокальной эквилибристики продемонстрировала в голосоломной партии Цербинетты Екатерина Ферзба. Сочным и культурным звуком одарила своего Композитора Ольга Дейнека-Бостон. Как и обычно, Театр Покровского славен своим ансамблем – сравнительно небольшие, но важные партии отлично исполнили (и, конечно же, сыграли роли!) артисты Александр Полковников (Гофмейстер), Алексей Морозов (Учитель музыки), Алексей Сулимов (Учитель танцев), Сергей Байков (Парикмахер), – Сергей Филин (Лакей), Роман Бобров (Арлекин), Виталий Родин (Скарамуш), Алексей Смирнов (Труффальдино), Василий Матвеев (Бригелла), Тамара Касумова (Наяда), Виктория Преображенская (Дриада), Наталья Риттер (Эхо) и др.

 

Инсценировать штраусовский шедевр пригласили австро-немецкого режиссера Ханса-Йоахима Фрая, делавшего уже несколько лет назад на этой сцене «Царя и плотника» А. Лорцинга. В и без того чрезвычайно игровую ткань оперы-шутки он ввел забавную пару – Олигарха и его Жену, олицетворяющие хозяев театра, перед которыми трепещет Гофмейстер и вся труппа: парочка фотографируется на гаджет на фоне артистов, чувствует себя на спектакле очень вольно, словом, «по-новорусски». Художники Виктор и Мария Вольские создают для камерной «Ариадны» говорящую сценографию: гигантская крышка рояля (даже двух – черного и белого), служащая подиумом для артистов, однозначно сообщает нам о том, что история касается театра музыкального – с его интригами и подводными течениями, необыкновенным ароматом творческого соперничества и миллионом чудачеств людей искусства.

Александр Матусевич

/фото Игорь Захаркин/

 

Вернуться к списку новостей