30 июня в Перми завершается Международный Дягилевский фестиваль. В исполнении Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса прозвучит Симфония №6 ля минор «Трагическая» Густава Малера.
Как отмечает писатель, доктор философии Михаил Мейлах, серия концертов Теодора Курентзиса в нулевые стала «новым словом в мировой “малериане”» — ровно тогда, когда стала назревать необходимость в поиске новых подходов к Малеру. Трибуной для Курентзиса стал Международный Дягилевский фестиваль: в 2014 году Фестивальный оркестр, укомплектованный лучшими музыкантами со всего света, под управлением маэстро исполнил Третью симфонию, а завершением фестиваля 2015 года стало блистательное исполнение Пятой симфонии.
Курентзис работает с Малером давно и его интерпретации всякий раз становятся музыкальными событиями. По оценке Мейлаха, «излишнюю экзальтацию в них сменяет утонченная музыкальная экспрессия, а внимательнейшее прочтение партитур выявляет бездны новых смыслов. Таким было, например, исполнение Четвертой симфонии еще в 1996 году в Петербурге, а в 2012-м состоялась целая серия концертов: Первая симфония в мадридском Teatro Real и в том же году — в Большом зале Московской консерватории; в Перми, в канун Пасхи — Вторая симфония «Воскресение». В Мадриде был исполнен и цикл песен «Волшебный рог мальчика», другой цикл — «Песнь о Земле» — в 2006-м на фестивале «Территория»; наконец, на Дягилевском фестивале 2011 года в Перми — «Песни странствующего подмастерья». В 2014 году в рамках «Ночи искусств» в Москве Курентзис дал впечатляющий мастер-класс по Финалу Третьей симфонии в московской «Гнесинке», поясняя который он сказал: «Музыка — единый объект из подсознательного мира. Ею мы создаем краски, которых не существует, описываем просторы, которые будут, когда ты умрешь… Мир наполнен разными частотами и разными энергиями. И невозможно, кроме как искусством и музыкой, построить коммуникации в этих просторах. И если мы находим, пусть на долю секунды, что-то общее — это для меня главное в музыке» (запись Татьяны Яковлевой)».
Как и Пятая, Шестая (а следом за ними Седьмая) симфония Малера, написанная в 1903—1904 годы, чисто инструментальная. В предыдущих симфониях, за исключением Первой, композитор для выражения лирического начала обращался к пению и слову (к которым он вернулся в Восьмой). В этот раз Малер отказался не только от пения, но и от детальных объяснений. Но от ключевых своих установок композитор не отказывается — в Шестой симфонии прочитываются мотивы, определявшие его предыдущие работы, такие как «построения миров», поиски ответа на бытийные вопросы о месте человека в мире и его трагической судьбе.
Прослушав Шестую симфонию, дирижер Виллем Менгельберг написал Малеру: «В ней передана потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе». Малер на это ответил Менгельбергу: «Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо. Для меня оно очень ценно: ведь это большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания...»
/фото diaghilevfest.ru/