Исполнение оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского в концертном варианте на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского под управлением дирижёра В.И. Федосеева оказалось замечательным событием московской Пушкинианы текущего музыкально-театрального сезона. Именитый оркестр, всемирно известный и любимый публикой не только в нашей стране, но и за её пределами, дирижёр, безусловно, вызывали интерес у весьма искушённых московских меломанов. Состав исполнителей, Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова под управлением Алексея Петрова и Государственный академический Московский областной хор имени А.Д Кожевникова под управлением Николая Азарова – всё говорило нам о масштабности предстоящего действа.
Дирижёр занял свой «престол», но – сначала прозвучало слово в исполнении народного артиста России Игоря Костолевского. Были прочитаны отрывки из писем П.И. Чайковского к его современникам в период работы над оперой. Это было введение в эпоху создания «Онегина». Надо сказать, что БСО в своей практике концертных выступлений довольно часто обращается к соединению слова и музыки, привлекая для исполнения знаменитых чтецов. Просветительская направленность программ оркестра – это ещё одна грань в деятельности коллектива.
После словесного вступления зазвучало вступление музыкальное – увертюра. В исполнении музыки был продолжен настрой на повествовательность, неспешность рассказа истории жизни героев. Тут и появились на сцене Татьяна - Екатерина Щербаченко, Ольга - Светлана Шилова, Ларина - Елена Евсеева, Филиппьевна - Анна Викторова. Зазвучала ария Ольги, исполненная живо, с шаловливостью и смешинкой. Дуэт барыни и няни тронул своей задушевностью, теплотой. Татьяна здесь, среди своих, близких ей людей.
Великолепным был хор крестьян, прозвучавший необыкновенно слаженно, чисто, прозрачно. В звучании было передано настроение гармонии человека-труженика, крестьянина, с окружающим миром, природой. Особая атмосфера умиротворённости в период окончания крестьянских работ в полях зазвучала в исполнении хора и солиста.
А что же Татьяна, «…русская душой»? С первого момента появления на сцене она воспринималась в сочетании с музыкой, переживая каждый момент музыкального повествования. За всё время спектакля, пожалуй, не было ни единого мгновения, когда бы героиня была вне музыки. Это было потрясающе интересно, захватывающе правдиво. Это был звёздный час Татьяны в исполнении сопрано Екатерины Щербаченко. Певица приковала к себе всеобщее внимание, покорила зал, не отпуская зрителя ни на миг до конца спектакля. И тут вспомнилось, что у Пушкина Татьяна – любимая героиня. Кстати, и Чайковский рассматривал вариант названия оперы «Татьяна Ларина».
Екатерина Щербаченко представила, безусловно, свою любимую героиню, без громких деклараций, без предисловий, а с осторожностью, с какой прикасаются к драгоценному, но хрупкому сосуду. Как потрясающе была исполнена сцена письма Татьяны! «Пускай погибну я, но прежде…» - нет, не надо, не ступай на эту тропу безумной страсти, погибельной для тебя, Татьяна! Зал безмолвствовал, в абсолютной тишине внимая исповеди героини, находящейся у края пропасти! Она будет страдать, но не одна. С ней рядом будут сопереживать зрители, проходя все повороты её судьбы. А ведь это и есть самое главное, для чего артисты выходят на сцену!
Объяснение Онегина (Борис Пинхасович) с Татьяной было передано такими штрихами, с такой трагической обречённостью героини, что это походило на смертную казнь, на безысходное страдание. Трагическая линия была продолжена в сцене бала у Лариных. Галантный Трике (Валентин Суходолец), как ни старался, не смог вернуть Татьяну к живым эмоциям. Она осталась мумией, сердце её застыло.
В сцене петербургского бала появляется другая Татьяна. На сцене КЗЧ это был великолепный выход прекрасной женщины под руку с бравым генералом, князем Греминым (Николай Диденко). Какая красивая, счастливая пара! Всё озарено любовью супруга к Татьяне! Всё подтвердилось в словах знаменитой арии Гремина, исполненной роскошным басом Диденко. Сколько обожания, восхищения, сколько лучезарного счастья было в искренних словах генерала!
Титульный герой, Онегин, явно проигрывал на таком фоне, не вызывал ни восхищения, ни сочувствия. Если в вокальном отношении всё было исполнено замечательно, то с точки зрения эмоций персонаж был лишён каких-либо выразительных черт. В облике героя с самого начала была некая статичность, отсутствие какого-либо развития характера персонажа. С чем он пришёл к Татьяне к концу действия? Сначала он не понял Татьяну, обидел друга, а потом и убил его. Теперь он ищет отклика у Татьяны на свои запоздалые чувства. Во всех положениях этого драматического действия Онегин несёт отрицательный заряд разрушения, разочарования. Поэтому так понятен жест Татьяны, когда при последнем объяснении она брезгливо отряхивает свою руку, вырвав её у Онегина.
Нельзя не сказать слова восхищения по поводу вокала Екатерины Щербаченко, голоса, которым она владеет в совершенстве. Лирическое сопрано исполнительницы, наделённое драгоценными красками серебристого, сверкающего тембра, лёгкое, звучное, было подчинено воле певицы. Голос был тем инструментом, который позволил исполнительнице выразить все оттенки бытия героини, её Татьяны, столь дорогой и значимой для нас.
А что же Ленский? Каков он в этот раз? Вопрос не праздный, касается чуть ли не главного героя всего лирического репертуара русской оперной классики. На сцене КЗЧ в этом спектакле партию Ленского исполнил тенор Алексей Татаринцев, известный, любимый публикой певец. Амплуа лирического героя не ново для певца. Он постоянно исполняет такие партии, как Ромео в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», Рудольфа в опере Дж. Пуччини «Богема» и много других лирических партий. Репертуар певца богат и разнообразен. Партия Ленского стоит в активном, рабочем графике тенора.
Концертное исполнение оперы имеет свои особенности. Артисты абсолютно открыты перед зрителем, как на трудном экзамене. Этот непростой формат требует от исполнителя концентрации всех сил, всех умений перед пристальным вниманием публики.
Любители оперы, знатоки её очень неравнодушны к партии Ленского. Этот лирический герой занимает особое место в истории русской классической оперы. Всем известно, с какими именами связано исполнение этой партии! История помнит в этой партии В. Собинова, С. Лемешева, В. Атлантова и молодых наших теноров, как у нас в стране, так и за её пределами. Для тенора, особенно русского, спеть партию Ленского значит состояться в профессии. Вот такой трудный экзамен представляет эта партия для исполнителя амплуа лирического тенора.
Если говорить о вокальной стороне дела, то она у Татаринцева безупречна. Артист обладает очень красивым, сильным голосом, тембрально богато окрашенным. Ему под силу справиться с вокальными трудностями этой партии, что он делает легко и свободно. У зрителя нет напряжения при восприятии этой партии в исполнении артиста, нет страха, а вдруг что-то пойдёт не так. Мастерство певца гарантирует высокий класс воспроизведения музыкального текста.
Что касается сценического воплощения характера Ленского, поэта, романтически настроенного юноши, то в исполнении Алексея Татаринцева этот герой приобретает особые, индивидуальные черты. Так, в сцене с Ольгой, когда Ленский поёт юной деве о своей любви, есть некая счастливая безмятежность, вера в своё безусловное счастье. Ольга вторит ему, осыпая героя лучезарными улыбками. Во всём сквозит счастье!
Когда жизнь поворачивается другой, трагической стороной к герою, нарушая счастливый бег времени, то Ленский – Татаринцев, прежде всего, обескуражен, сражён неожиданным ходом событий. Этого с ним не должно было случиться, а вот случилось… Герой остаётся в горестном недоумении.
Знаменитая, ключевая сцена, когда исполняется ариозо Ленского «Куда, куда вы удалились…», несёт нам эмоции несогласия с таким поворотом событий в жизни юного поэта, эмоции сожаления о ранней, бессмысленной утрате. Да, всё это читается в исполнении Алексея Татаринцева, всё это находит отклик у зрителя. Обратная связь есть, безусловно. Такая интерпретация имеет право на сценическую жизнь, на дальнейшее развитие.
Концертный вариант «Евгения Онегина» в КЗЧ дал возможность зрителям насладиться музыкальным шедевром, исполненным на высочайшем уровне, как того заслуживает творение нашего гения П.И. Чайковского.
Людмила Краснова
/фото meloman.ru/concert/