Радио "Орфей" 25 лет. Это единственная в России радиостанция академической классической музыки, получившая признание у миллионов любителей классики во всем мире. Радио "Орфей", на волнах которого можно услышать сочинения композиторов разных эпох и стран, приобщиться к шедеврам музыкального искусства от академических жанров до авангарда, стало неотъемлемой частью нашей культурной жизни.
- Каждый раз, когда я попадаю на эту станцию, во мне вскипает буквально интересно и не хочется никуда переключать.
- Когда концерты с классической музыкой транслируются на радиоволнах, хочешь – не хочешь, в машине ли, в интернете случайно, но только это и помогает прививать молодежи любовь к классической музыке.
- Радио "Орфей", на мой взгляд, это на сегодняшний день одна из самых интеллигентных, интересных радиостанций в нашей стране.
- Очень важно, что радио "Орфей" участвует в таких знаменитых конкурсах, как конкурс Чайковского, идет всегда онлайн-трансляция. Это тоже очень большое достоинство. И дай бог, чтобы таких важных конкурсов, которые идут в нашей стране и в мире, они больше были связаны с радио "Орфей", чтобы не только конкурс Чайковского, но и Глинки, который тоже был в онлайне. В общем, все онлайн, и только радио "Орфей". Современная музыкальная жизнь на волнах радио "Орфей" – это трансляции из российских и мировых концертных залов, встречи с выдающимися музыкантами и деятелями культуры, обсуждение насущных проблем академического искусства, интерактивные программы со слушателями, выпуски новостей, а также репортажи и интервью.
Радиостанция выступает и как продюсерский центр: организует концерты в Московской государственной консерватории, концертной студии Дома радио и других залах столицы. Активно участвует в организации масштабных культурных мероприятий, как в России, так и за рубежом.
За четверть века своей работы радио "Орфей" приобрело множество поклонников, стало ориентиром для молодых музыкантов и заслужило авторитет мастеров мирового уровня. И сегодня, как и 25 лет назад, сотрудники радиостанции видят свою миссию в том, чтобы представлять слушателям все многообразие классической музыки, знакомить с шедеврами разных эпох и жанров, воспитывать новое поколение ценителей настоящего искусства.
Ирина Герасимова: Для радио 25 лет – это очень серьезная дата. Это становление бренда, это становление традиций, это готовое понимание того, что бы хотелось на этом канале слышать. И это очень молодая дата, потому что нам очень повезло. Нам – я имею в виду коллектив радио "Орфей", потому что мы работаем в такое время, когда появляется огромное количество новых технологий. И, конечно, нашему 25-летнему бренду хочется выглядеть молодо, делать всякие уколы ботокса и прочих новых технологий, ставить филеры и выглядеть очень молодо и современно, что мы с удовольствием делаем.
Ирина Анатольевна Герасимова, генеральный директор и художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра, в который и входит радио "Орфей", заслуженный работник культуры Российской Федерации, академик Российской академии радио, лауреат премии "Медиа-менеджер России" и "Почетный радист".
Ирина Герасимова: Радио "Орфей" начиналось 25 лет назад в далеком 1991 году. Если вернуться в то время, надо напомнить нашим телезрителям, что в плане радио это был трехпрограммник. Наверное, многие помнят, что это было три программы, которые в себя включали, вбирали все существующие каналы, радиостанции. Если мы сейчас привыкли, что радиостанция – это какая-то одна частота и целиком 24 часа, такого раньше не было. Вообще Всесоюзное радио – это были такие разные программы, которые уживались на этих трех каналах. И эти три канала охватывали все музыкальные жанры. В том числе существовал кусочек четвертой программы, который был посвящен именно классической музыки. Вот этот кусочек вырос в 1991 году в радио "Орфей". История донесла до нас такую легенду, что Геннадий Черкасов, который тогда руководил музыкальным вещанием Всесоюзного радио, позвал к себе человека, который сейчас работает на "Орфее". Его зовут Анатолий Лысенков. И сказал ему: "Толя, придумай, пожалуйста, название для новой радиостанции классической музыки". Толя придумал два варианта. Один из них был - "Гармония", а второй был - "Орфей". "Гармония" была отвергнута, поскольку не несла в себе мужского начала. А "Орфей" – в общем, красивое легендарное имя, действительно летящее слово. "Орфей" был принят. И с тех пор "Орфей" существует как целый музыкальный канал классической музыки. Так что его формат был задуман сразу же как формат именно классической музыки. И этот флаг мы держим до сих пор.
Мы стараемся держаться в русле классической музыки. Она очень разнообразна. Это может быть и киномузыка сейчас, которая уже становится классикой. Это может быть музыка к спектаклям. Лондонский симфонический оркестр играет прекрасную музыку "Битлз" в своих аранжировках. Мы тоже ее даем. Потому что это исполнение считается классическим. Таких примеров у нас очень много. Но и мы даем такую чистую, очень глубокую, очень серьезную классику. У нас есть линейка, которая называется "Концертный зал радио "Орфей". Вы, не выходя из машины или не выходя из собственной кухни, можете посетить Ковент-гарден, Большой театр, большой зал консерватории, побывать на Пасхальном фестивале в исполнении Гергиева. Поэтому настоящие глубокие любители серьезной классической музыки имеют у нас, как мне кажется, замечательную возможность ознакомиться с самыми лучшими творениями и исполнителей, и композиторов. А те, кто любят немножко полегче, наверное, нас лучше слушать утром, потому что утром мы все-таки делаем такую утреннюю легкую веселую классическую программу для тех, кто добирается до работы.
Кстати, классический жанр тем и хорош, что он для всех – это 0+. То есть даже есть мнение, что детки, которые еще у мамы в животе, они уже с удовольствием слушают классику. Поэтому это 0+ или даже 0-. Можно слушать нас.
Радио "Орфей" сейчас – это FM-канал в Москве, это вещание, помимо Москвы, еще в 9 городах России. Наша мечта – вообще вещать по всей России. Наверное, следующие наши годы будут посвящены решению и реализации этой мечты. Но сейчас на данный момент, конечно, все слушатели России, которые интересуются классической музыкой, они могут слушать нас в онлайн, в интернет-эфире. У нас там есть замечательные каналы. И еще мы сделали специально для таких ценителей и любителей отдельных направлений классической музыки целых 10 каналов, которые посвящены просто отдельным жанрам. Посмотрите, кто интересуется. Я думаю, что вы найдете там для себя массу всего интересного.
Мы вообще очень любим мечтать. И надо сказать, что мечты стараемся воплощать. И сейчас наша мечта – это телевидение. Мы хотим сделать визуальную студию радио, потому что у нас необыкновенные гости, которые просто олицетворяют собой целые эпохи, которые просто должны быть видимы. Мы хотим, чтобы их увидели все, а не только мы. Поэтому для нас, я надеюсь, будет возможно открыть как раз к концу нашего юбилейного года аудиовизуальную студию, и все будут видеть, кто к нам ходит, кто у нас бывает.
Радио "Орфей" – всего лишь часть нашей организации. Наша организация называется "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр". Это такой холдинг, который включает в себя несколько больших департаментов. Первый и самый главный наш департамент – это, конечно, наше любимое радио. Но у нас есть еще одно очень важное направление деятельности нашего центра – это художественные музыкальные коллективы. Дело в том, что телерадиоцентр сделан по подобию больших западных государственных холдингов, таких общественных холдингов. И обычно, для того чтобы решать контентные задачи, для того чтобы производить контент, программу, такие холдинги имеют свои музыкальные коллективы. И, собственно говоря, по примеру таких холдингов и был организован наш музыкальный телерадиоцентр. Очень известный эстрадный оркестр имени Юрия Васильевича Силантьева был создан в 1945 году. Большой академический хор был создан в 1928 году. Академический хор русской народной песни был создан в 1945 году.
У нас есть еще два оркестра. Они позже созданы, уже в наше время. Это уже наследство, которое перешло к нам от Гостелерадио. И мы очень любим эти коллективы, мы активно работаем с ними. Очень много программ сейчас, которые делают наши коллективы, мы делаем для Европейского вещательного союза. Это такая большая организация, которая объединяет общественных вещателей Европы и мира. И у них есть такое объединение – Еврорадио, большой сервер, куда все страны, все общественные вещатели отдают свое самое лучшее музыкальное наследие, произведенное в стране. Это то, что должно остаться потомкам навека.
И надо сказать, что радио "Орфей" сейчас поставляет для Европейского вещательного союза порядка 500 часов вещания по различным странам. Потому что все любители классики мира очень хорошо знают радио "Орфей" и очень хорошо знают тех исполнителей российских, которых они хотят слышать на своих радиостанциях.
В составе нашего центра есть еще одно уникальное подразделение – это нотная библиотека. Вообще ведь нотных библиотек очень мало в России. Их, по-моему, таких крупных три. Одно из них – наше. Это тоже библиотека Гостелерадио, которая досталась "Орфею" в наследство. Она основана в 1928 году. Собрание этой библиотеки уникально, потому что оно состоит еще из каких-то подарков и очень старых издательских экземпляров, нот из частных коллекций. Там есть совершенно уникальные памятники, там есть с пометками дирижеров. Они с факсимиле известных русских композиторов, как Аренский, Глазунов, Гольденвейзер, Бабаджанян, Хачатурян. Наша задача – донести все это замечательное композиторское, музыкальное наследие до наших слушателей. Поэтому мы стали делать большие проекты, связанные с нашей библиотекой. Мы находим такие уникальные ноты. Наши коллективы исполняют эти произведения. Мы их записываем, мы их транслируем на наших волнах. И мы их отдаем всему миру: "Слушайте и завидуйте". Вот такие два замечательных проекта мы сделали последние как раз с Антоном Аренским, с его неизвестной музыкой. И мы в этом году отметили 125 лет со дня рождения замечательного дирижера Большого театра Николая Голованова. Его знают все как дирижера Большого театра. На самом деле он великолепный композитор, который писал, как говорят, в стол. Потому что тогда не исполнялись. Она была духовной музыкой. Мы попробовали сделать такой проект, который имел колоссальный успех. Мы исполнили его произведения впервые. Вот симфоническое творчество вообще исполнялось впервые.
Бывают такие совершенно истории, которые нам очень приятны, но, тем не менее, о которых говорить немножко больно. Мы не можем вещать, например, в каком-то маленьком городе, дорого стоит, и там слушателей не так много, мы вынуждены иногда закрывать какие-то передатчики, которые охватывают не очень большие территории. Недавно такая жертва была принесена в Пермском крае в городе Кунгур, и я вспоминаю это печальное письмо нашего слушателя. Мы просто рыдали в редакции. И если он меня сейчас слушает, я приношу ему наши извинения. Если бы мы могли, мы бы снова вернулись туда. Он говорил, что в Кунгуре все плохо: исчезли пчелы, отключили радио "Орфей". Мы были на уровне необходимых каких-то вещей. Без нас сейчас в Кунгуре скучно. И для нас это тоже очень обидно. Я надеюсь, что мы еще вернемся.
Например, из города Мурома нам писала девушка, которая говорила о том, что она там работала по какому-то, видимо, контракту или что-то такое. Ей было там очень одиноко, потому что город очень маленький, пойти особо некуда. У нас есть такой проект. Мы вещаем из Байройта – это город Вагнера. Если кто не знает, я рассказываю: там каждый год в августе ставятся все оперы Вагнера. У нас есть договоренности и есть возможность оттуда делать прямые включения и вещания оттуда вести. Вы не поверите, где вообще Байройт и где Муром. И, тем не менее, из Мурома приходит письмо. Ее звали Наташа, я как сейчас помню. И она говорит: "Боже мой! Вы вернули меня к жизни, потому что я вдруг услышала Вагнера, которого я так люблю! Новое качество моей жизни открыли вот эти замечательные слушания". Мы потом ее даже приглашали в нашу программу, она приезжала, комментировала, рассказывала, очень волновалась, очень не хотела. Но мы заставили ее приехать из Мурома и рассказать.
Вот такие истории милые бывают. И, как ни обидно иногда бывает мнение у наших слушателей, мы не можем не идти у них на поводу, потому что все-таки мы ориентируемся на более крупные измерения, которые показывают нам не количество слушателей, а тренды. Сейчас тренд такой, что люди утром хотят послушать что-то более легкое. Мы начинаем искать какой-то жанр, который не всегда был в фокусе на нашей радиостанции, но сейчас пришло время. Потому что сейчас, например, есть тренд – мюзиклы. Вы все знаете, какие замечательные у нас мюзиклы появляются. И мы стараемся не быть чопорными, не быть закрытыми и застегнутыми на все пуговицы, а быть открытыми к нашему слушателю и к нашим молодым. Мы сейчас все люди мира. Если мы не слышим это на нашем радио, мы пойдем в интернет и послушаем там. Зачем же нам это делать? Мы не можем себе позволить такую роскошь – терять этих людей, которые хотят слушать это у нас. Конечно, мы идем на поводу в этом смысле.
Я должна сказать, что мы всегда стараемся это сделать не на потребу, а все-таки с пониманием, что хорошо, а что плохо. Я действительно много где бываю и всегда стараюсь посмотреть, действительно ли те проблемы, которые есть у нас, они только у нас. Нет. Все страдают от того, что на классических концертах очень много пожилых людей и мало молодых. Вы знаете, последнее время, должна сказать, в России молодых больше. Безусловно, нужно развивать и концертные залы. Очень много сейчас делается, для того чтобы немножко дальше в глубинку запустить академический музыкальный жанр. Очень много молодых музыкантов, которые олицетворяют собой совершенно другой образ, другой имидж музыканта-классика. Мы тоже все знаем: это и Денис Мацуев, который очень открытый, всегда настолько привлекательно выглядит для любой молодой аудитории – которая любит классика и которая не любит классику. Наверное, это правильно, потому что музыканты должны привлекать просто как люди к себе, для того чтобы их слушали, чтобы понимали, что это действительно не что-то такое недоступное, а совершенно нормальные люди, но которые знают немножко больше, чем это принято на других каких-то каналах и в других залах, и прочее, прочее.
Наша российская культура певческая, она немножко вокальная. Это все связано с нашими религиозными традициями, что все-таки наши люди привыкли к вокалу, нежели к инструментальной музыке. С другой стороны, например, жанр народной песни сейчас немножечко подзабыт, а наша песенная традиция – она народная, она исходит оттуда. Тоже нужно как-то заниматься. Сейчас сделано хоровое общество, возрождается хоровое пение. Может быть, это тоже будет способствовать тому, что народ будет больше стремиться к культуре народного пения. Надо работать и надо думать об этом. И тогда я думаю, что залы не будут пустовать.
Для меня очень важно сделать комфортную зону восприятия музыкального радио. Я работала и в области информации, и в области музыкальной журналистики, и в области эстрадного жанра. Но сейчас у меня какое-то ощущение, что все-таки классическая музыка – это мой дом. Это такая комфортная территория для меня. Это такая область красоты, покоя, гармонии, я не знаю, всего, что нормальному человеку необходимо в его жизни. Необходимо его детям, его семье. Это территория комфорта и счастья. Для меня это так. И желаю того же и всем нашим слушателям.
В будущем мы хотим немножко обновить наш эфир, сказать нашим слушателям наш новый слоган, который будет звучать: "Радио "Орфей" – территория классики". Это действительно будет территория классики. И зайдя на нашу территорию, наши слушатели, наши зрители (надеюсь, уже к тому времени) услышат все самое лучшее, все самое гениальное, услышат мнение самих интересных экспертов, увидят самых интересных гостей в этой области. И им не будет скучно, поверьте. Все те, кто к нам приходят, они все нормальные, веселые, озорные и очень талантливые люди. Приходите к нам на территорию классики.
- Хочу поздравить всех радиослушателей, саму радиостанцию "Орфей" с прекрасным юным юбилеем, чтобы у вас звучала самая прекрасная классическая музыка и прекрасные передачи.
- Поздравляю с 25-летием, желаю счастья и здоровья, долгих лет жизни.
- Еще больших знаний, большего обаяния в эфире.
- Постоянного творческого подъема и чтобы ничего не менялось, чтобы "Орфей" был всегда с нами.
- И, пользуясь случаем, хотел бы поздравить всю замечательную интеллигентнейшую аудиторию радиослушателей, которые отдают свои сердца этой замечательной радиостанции.
Ирина Герасимова: Классическая музыка - это территория комфорта и счастья