6 июня в филиале Малого театр России на Большой Ордынке состоялось торжественное открытие Дней вьетнамской культуры в Российской Федерации, которые проходят в нашей стране во вторую неделю первого летнего месяца. Мероприятие прошло на самом высоком уровне, его почтили своим присутствием член Политбюро ЦК Компартии Вьетнама, председатель Отечественного фронта Вьетнама Нгуен Тьен Нян и Чрезвычайный и полномочный посол Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации Нгуен Тхань Шон, к собравшимся с речью обратились министр культуры, спорта и туризма Вьетнама Нгуен Нгок Тхиен и заместитель министра культуры России Сергей Обрывалин. Ожидаемо зал филиала Малого театра был полон представителями дружественного вьетнамского народа.
Программа дней культуры Вьетнама включает мероприятия в Москве и Волгограде. Помимо гала-концерта, открывшего неделю, это еще и выставка вьетнамской живописи на шелке – часть своей богатейшей коллекции Музей изобразительных искусств Вьетнама представляет в Музее Востока на ВДНХ (павильон № 13), а также гала-концерт на сцене волгоградского музыкального театра «Царицынская опера».
Гала-концерт в Москве был дан силами артистов Вьетнамского государственного театра оперы и балета (вокалисты и танцоры) и Вьетнамской государственной академии музыки (инструменталисты и вокалисты-народники). Несмотря на столь академическую заявку на афише, двухчасовой концерт фактически представил этническое, фольклорное искусство Вьетнама, причем не в чистом виде, а в современных, эстрадных обработках. И пение, и инструментальные номера шли со звукоусилением, что показалось совершенно излишнем в акустически комфортном зале на Ордынке. К европейской классике косвенное отношение имели лишь четыре номера. Первый – «Соловей» Алябьева, исполненный сопрано То Лоан, второй – «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, сыгранные артисткой Ле Жанг на народном инструменте данбау, третий – русская народная песня «Калинка», исполненная инструментальным ансамблем, четвертый – «Россия – родина моя» Мурадели, спетый баритоном Мань Дыком. Косвенное – поскольку все номера шли в эстрадных, кросс-оверных обработках, за которыми исходные произведения не всегда можно было сразу опознать.
Все прочие номера – инструментальные и танцевальные – это вьетнамский фольклор, но поданный вновь в стиле кросс-овер, что несколько жаль – гораздо интересней было бы послушать чистое, незамутненное попсой национальное музыкально искусство Вьетнама. Тем не менее, некоторое представление о нем все же можно было получить – вьетнамские артисты играли на таких национальных инструментах как ньи, данбау, бамбуковая флейта, бамбуковая цитра, трынг и др. В ансамбле на народных инструментах (при чем на разных, периодически меняясь ими) играли артисты Нгуен Тхе Зан, Ле Жанг, Нгуен Хоанг Ань и Нгуен Тхи Тху Туй.
Танцевальные номера едва ли можно отнести к балетным по своей технике и эстетике, хотя сами по себе композиции красочны и занимательны. Были исполнены такие танцевальные миниатюры как «Весенние дни на земле Тханглонга», «Тамтам», «Душа вьетнамского ветра», «Ручей мечты», «Плоскогорье встречает солнце», «Родные просторы» на музыку вьетнамских композиторов Суан Фыонга, Хо Чонг Туана, Хыу Суана, Ты Хыу и Тхань Тунга.
Режиссером гала-концерта выступил директор Вьетнамского театра оперы и балета народный артист Вьетнама Фам Ань Фыонг, а художественным руководителем всего проекта – народная артистка Вьетнама Киеу Нган.
Александр Матусевич
/фото предоставлено организаторами/