5 июня исполняется 75 лет выдающейся аргентинской пианистке Марте Аргерих.
Она родилась в Буэнос-Айресе. Ее бабушка и дедушка по материнской линии были еврейскими иммигрантами из России, которые поселились на вилле в одной из земледельческих колоний барона де Гирша и Еврейского колонизационного общества в провинции Энтре-Риос.
Заниматься фортепиано Марта начала еще в возрасте трех лет. А в пятилетнем возрасте стала брать уроки игры на фортепиано у Винченцо Скарамузза, который подчеркнул ей важность лиризма и чувства в музыке: «Когда звук пустой, это звучит как штаны, идущие в комнату с пустотой внутри них». Дебютное выступление Аргерих состоялось в 1949 году в возрасте восьми лет, когда она исполнила концерт Моцарта.
В 1955 года она переехала в Европу со своей семьей (Хуан Перон (тогда президент Аргентины) назначил ее родителей на дипломатические посты в аргентинском посольстве в Вене). Там Марта училась у Фридриха Гульды, Артуро Бенедетти Микеланжели, Штефана Ашкеназе.
После ее первых наград на Международном конкурсе исполнителей в Женеве в 1957 г., в возрасте шестнадцати лет она начала концертирующую деятельность. Победа двадцатичетырехлетней исполнительницы на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве в 1965 году была решающим шагом на ее пути к международному признанию. В этом же году она дебютировала в Соединенных Штатах в Большом зале Линкольн центра и сделала свою первую запись, которая включила произведения Шопена, Брамса, Равеля, Прокофьева и Листа.
Марта Аргерих выступает под управлением многих известных дирижеров. Она также придает большое значение камерной музыке с тех пор, как в возрасте 17 лет, она играла со скрипачом Джозефом Сиджетти, который был на два поколения старше её. Она гастролировала по Европе, Америке и Японии с Гидоном Кремером и Мишей Майским, а также записала большое количество произведений в четыре руки для двух фортепиано с пианистами Нельсоном Фрейре, Стивеном Бишопом-Ковачевичем, Николя Эконому и Александром Рабиновичем.
Марта Аргерих выступила с Клаудио Аббадо и Берлинской Филармонией на Концерте, посвященному кануну Нового 1992 года, а также на Зальцбургском Фестивале на Пасху 1993 года. В марте 2000 года Марта Аргерих дала свой первый большой сольный концерт за последние 20 лет в Карнеги-Холле Нью-Йорка.
Марта Аргерих тесно сотрудничает о звукозаписывающей фирмой Дойче Граммофон, начиная с 1967 года она сделала множество записей с этой фирмой, которые включают сольные произведения Баха, Брамса, Шопена, Листа и Шумана, концертные записи произведений Шопена, Листа, Равеля, Прокофьева с Клаудио Аббадо, Бетховена с Джузеппе Синополи и Стравинского с Леонардом Бернстайном.
Сегодня Марта Аргерих по праву входит в пианистическую "элиту" наших дней. Её искусство серьезно и глубоко, но, вместе с тем, обаятельно и молодо, ее репертуар последовательно расширяется. Основу его по-прежнему составляют сочинения композиторов-романтиков, но наряду с ними в ее программах полноправное место занимают Бах и Скарлатти, Бетховен и Чайковский, Прокофьев и Барток.
Ее трактовки по-прежнему нередко поражают своей неожиданностью, многое в ее искусстве и сегодня "не устоялось", но такая непредсказуемость лишь увеличивает привлекательность ее игры. Английский критик Б. Моррисон очертил сегодняшний облик артистки так: "Подчас исполнение Аргерих кажется часто импульсивным, ее легендарная техника используется для достижения раздражающе неряшливых эффектов, но когда она находится в своей лучшей форме, не может быть сомнений, что слушаешь артиста, чья интуиция столь же замечательна, как и ее общеизвестная беглость и легкость".
5 июня в Концертном зале радио «Орфей» концерт к 75-летию Марты Аргерих. В программе – Р. Шуман Фантастические пьесы, Л. ван Бетховен Весенняя соната для скрипки и ф-но (скрипка - Г. Кремер), Ф. Шопен Интродукция и блестящий полонез для виолончели и ф-но (виолончель - М. Ростропович), Равель Концерт №1 (Берлинский филармонический оркестр, дирижер К. Аббадо).
Марта Аргерих в Библиотеке персон
Международный фестиваль Марты Аргерих в Лугано
/фото facebook.com/Martha-Argerich/