Фестиваль средневековой музыки «Musica Mensurata» представляет первый концерт цикла «Средневековая свадебная музыка», посвящённый французской музыкальной культуре начала XIV века. 9 июня в Кафедральном соборе св. Петра и Павла центром программы станет фрагмент знаменитого «Романа о Фовеле» (1317) – «Сватовство Фортуны и Фовеля». Прозвучит музыка композиторов начала XIV века – Филиппа де Витри, Жано де Лескюреля, Пьера де ля Круа и анонимных французских авторов.
Это редкая возможность услышать в России одного из самых потрясающих исполнителей музыки XIV века, великолепного Марка Мойона (баритон, Франция). Московские любители старинной музыки могли увидеть и услышать его в сентябре 2015 года на фестивале La Renaissance. Тогда же впервые в России прозвучали фрагменты «Романа о Фовеле», которые были с большим интересом встречены публикой.
На этот раз вместе с Марком Мойном выступит российско-швейцарский Ensemble Labyrinthus, объединивший лучших отечественных музыкантов в области средневековой музыки: Анна Миклашевич, Анастасия Бондарева и Екатерина Либерова (сопрано), Денис Базанов (тенор), Евгений Скурат (бас), Ольга Комок (органетто), Мария Голубева (виела), Александр Горбунов (виела), Данил Рябчиков (цитоль, руководитель ансамбля). Такой состав исполнителей мог бы украсить самый престижный европейский проект, и упустить возможность услышать музыкантов в Москве никак нельзя.
«Роману о Фовеле» в следующем году исполнится 700 лет. Текст этой сатирической поэмы уникален: он содержит 169 анонимных одноголосных и многоголосных музыкальных пьес (56 на латинском языке и 113 на французском). В основном это лэ, рондо, виреле, баллады, кондукты и мотеты — крайне редко исполняемая в России музыка начала XIV века, лучшее, что породил последний взлёт средневековой культуры. Некоторые из пьес приписывают величайшему мастеру того времени Филиппу де Витри. Фрагменты Романа о Фовеле впервые звучали в России в октябре 2015 года на фестивале «La Renaissance» и были очень тепло приняты публикой.
Чтобы исполнить всю музыку «Роману о Фовеле», потребовался бы целый фестиваль длиной в 5-6 дней. Сватовство Фовеля – один из самых ярких эпизодов. Музыканты не только исполнят пьесы из Романа, но разыграют целое действо: будет и король Фовель (Марк Мойон), и его приближённые, и красавица Фортуна (Анна Миклашевич). Кроме того, прозвучит музыка, современная роману: мотеты из восьмой тетради Кодекса Монпелье и пьесы Филиппа де Витри, подобранные по теме сватовства, будут представлены как маленькие сцены парижской жизни. Вы услышите исторические инструменты, точные копии инструментов XIV века: виелы и цитоль, маленький переносной орган «органетто» (в то время он звучал как в церкви, как и в светской среде) и даже перкуссию.
Встреча с музыкой начала XIV века – всегда незабываемое событие не только для профессионалов, но для любого человека, открытого прекрасному. Это нечто необыкновенное и завораживающее, позволяющее перенестись на время в далёкий и манящий мир средневековых легенд. А музыканты мирового класса, которые соберутся в Москве, чтобы рассказать нам историю сватовства Фовеля, точно не оставят вас равнодушными.
Марк Мойон (баритон, Франция) – один из лучших исполнителей сольного вокального репертуара XIV века, равно известен как исполнитель ренессансной музыки и как барочный, в том числе оперный солист. Окончил Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца, лауреат премии в области классической музыки ADAMI. Выступал с У. Кристи и ансамблем Les Arts Florissants, В. Дюместром и ансамблем Le Poème Harmonique, Э. Хаимом, К. Руссе и ансамблем Talens Lyriques, Э. Нике. Музыкальные критики сравнивают Мойона с «хамелеоном» и «канатоходцем», отмечая в его пении глубокую культуру и исключительную ясность произношения текста разных эпох. Его исполнительская деятельность необъятна по широте исторического охвата — от Гийома де Машо до современных авторов (Дюсапен, Саариахо, Дюпен).
Анна Миклашевич (сопрано) – окончила Московскую консерваторию, уже во время учебы заинтересовалась исполнением старинной музыки, выступала с ансамблями «Labyrinthus», «Intrada», «Alta Capella», «The Pocket Symphony» и др. В 2012 поступила на вокальную кафедру Schola Cantorum Basiliensis (Базель, Швейцария), где продолжила изучение старинной музыки и исторически информированного исполнительства. Принимала участие в мастер-классах А. Шолля, Э. Киркби, Б. Бэгби и др. Ведёт активную концертную деятельность, выступает на международных фестивалях. Сотрудничает с различными ансамблями старинной музыки, а также с оркестрами La cetra Barockorchester, Capriccio Basel, Bach-Collegium Freiburg, Novantik и др. Живёт и учится в Базеле.
Ансамбль Labyrinthus (Россия-Швейцария) основан в 2010 году. Это первый российский ансамбль, исполняющий средневековую музыку, прорвавший «железный занавес» и выступавший на самых престижных европейских фестивалях и концертных площадках. Первый CD ансамбля «Carmina Helvetica» заслужил признание западноевропейской публики и критики. В центре внимания ансамбля – музыка XII-XIV веков. Его название связано с традицией средневековых лабиринтов, в процессиях по которым вероятно использовалась особая паралитургическая музыка, составляющая основу репертуара ансамбля.
/фото предоставлено организаторами/