21 мая в Концертном зале радио «Орфей» к 110-летию со дня рождения Вилли Ферреро - концерт ГАСО СССР под управлением В. Ферреро. В программе – произведения Мусоргского, Лядова, Р. Штрауса, Моцарта, Россини И. Штрауса и Я. Сибелиуса. Записи из БЗК 1951-52г.г.
Итальянский дирижер Вилли Ферреро родился в Портленде (США) семье страстных любителей музыки. Его отец работал в оркестре цирка и тем самым способствовал увлечению сына оркестровой музыкой.
Уже в раннем детстве у ребенка обнаружились тонкий слух, музыкальность, богатое воображение, но главное феноменальная по объему и точности музыкальная память. Он мог безошибочно воспроизводить любое из множества услышанных оркестровых сочинений, что позволило ему уверенно чувствовать себя за дирижерским пультом, не зная нотной грамоты и не умея читать. Но способность даже столь одаренного ребенка управлять большим симфоническим оркестром казалась невероятной. Публику потрясала творческая воля юного дирижера, умение вести за собой оркестр и подчинять его своим художественным намерениям. А музыканты и критики с удивлением отмечали безукоризненное чувство ритма, изящество и выразительность жестов, искусную подачу вступлений, пауз, фермат, агогических и динамических оттенков.
Обладая немалым гастрольным опытом, в 13 лет он поступил Венскую академию музыкального и сценического искусства и в 1924 году блестяще окончил ее по классам дирижирования и композиции — у известного немецкого органиста и композитора профессора Макса Спрингера. В. Ферреро - автор симфонической поэмы и камерных инструментальных сочинений.
Закончив обучение, Ферреро переезжает в Милан. Он выступает как симфонический дирижёр, гастролирует по странам Европы. В репертуаре В. Ферреро произведения Г. Берлиоза, Л. Бетховена, И. Брамса, Р. Вагнера, А. Дворжака, К. Дебюсси, Ф. Мендельсона, Я. Сибелиуса, К. Сен-Санса, М. Равеля и других композиторов. Русская музыка в его программах представлена именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, А.П. Бородина, А.К. Глазунова.
Еще до начала Первой мировой войны, будучи ребенком, Ферерро объездил всю Европу и Америку в качестве дирижёра-вундеркинда. Выступал он также и в России в сезоне 1913-1914 годов. В записках князя К.Н.Голицына о концерте юного Ферреро в Петербурге (“Дворянское Собрание”, Москва,1997г) так описано выступление вундеркинда: “На эстраду вышел... мальчик небольшого роста с большой шапкой тёмных волос. Весь его облик напоминал “Маленького лорда Фаунтлероя”, каким герой этой английской книжки для детей был изображён на картинке. Сходство было разительным... Маленький лорд прошёл через эстраду к своему месту за дирижёрским пультом. С первым же взмахом руки он подчинил своей воле несколько десятков взрослых мужчин... Дирижировал Ферреро без партитуры...”.
Три поколения российской публики с неизменным восторгом принимали Вилли Ферреро. В 1913 - 1914 гг. семи-восьмилетним ребенком он выступал с лучшими оркестрами в обеих столицах Российской Империи, дирижируя трудными программами из произведений Л. Бетховена, А. Бородина, Ж. Бизе и др. В 193б году Ферреро приезжает в СССР уже зрелым мастером и с огромным успехом дает концерты в Москве, Ленинграде и Киеве. Последние концерты В. Ферреро в СССР состоялись в 1951 и в 1952 годах.
Среди грамзаписей Вилли Ферреро (чаще с Оркестром Итальянского радио в Турине, оркестром Национальной академии Санта Чечилия) его дебютная Первая симфония Бетховена, симфонические поэмы «Празднества Рима» Отторино Респиги, «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Рихарда Штрауса, «Болеро» Мориса Равеля, «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, «Кикимора» А.К. Лядова и другие.
Ферреро работал с выдающимися итальянскими кинорежиссерами, записав музыку к фильмам «Земля дрожит» Лукино Висконти, «Похитители велосипедов» Витторио де Сики. С Лукино Висконти Ферреро сотрудничал и в нашумевшей театральной постановке «Ореста» Витторио Альфьериа. У знаменитого голливудского режиссера Орсона Уэллса он записывал музыку к фильму «Отелло».
/фото ru.wikipedia.org/