4 мая отмечает юбилей выдающийся музыкант современности, дирижер Геннадий Рождественский.
Геннадия Рождественского называют самым интеллектуальным дирижером своего поколения, «Колумбом музыки ХХ века», в исполнении которого музыка – волшебство и магия, ее чарам беспрекословно покоряются и оркестр, и зал.
Каждый этап творческой деятельности всемирно признанного музыканта – это грандиозный раздел культурной жизни современности, направленный на служение Музыке, «миссии несения Красоты» (по его собственному выражению).
Много ярких страниц творческой биографии Геннадия Рождественского связано с Большим театром. Еще будучи студентом консерватории он дебютировал балетом Чайковского «Спящая красавица» (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры!). В том же 1951 году, пройдя отборочный конкурс, он был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Рождественский дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» (1960). В 1965-70 гг. Геннадий Рождественский был главным дирижером Большого театра. Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижер принимал участие в постановках балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965). В 1978 году он возвратился в Большой театр оперным дирижером (до 1983), участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). Много лет спустя, в юбилейном, 225-ом сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября по июнь 2000 года), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.
В 1950-х гг. имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 годах он был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С 1974 по 1985 год Г. Рождественский – музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича и «Похождение повесы» И. Ф. Стравинского, провел ряд интересных премьер. В 1981 году дирижер создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ.
Художник универсального склада, исключительно широких артистических интересов, Рождественский с самого начала творческого пути особое внимание уделяет искусству XX века, в первую очередь — музыке русских советских композиторов, произведениям своих современников. Тонко чувствуя стиль, художественную идею произведения, каждый раз воодушевляясь стремлением до конца разгадать авторское намерение и органично слиться с ним, Рождественский, при всей ярко очерченной индивидуальности дирижерского почерка, обладает редкой способностью к творческому перевоплощению, создавая спектакли очень разные, нигде и ни в чем не повторяющие даже раз найденные счастливые решения. Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями А. Шёнберга, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Мартину, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Р. Щедрина, С. Слонимского, А. Эшпая, Б. Тищенко, Г. Канчели, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.
К середине 70-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 год он возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил оркестром Би-би-си в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982). Кроме того, Рождественский в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури») и другими коллективами.
В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Дирижер записал на пластинки циклы всех симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, многие произведения А. Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплом Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).
Геннадий Рождественский – автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А. Ремизова.
Много времени и творческих сил отдает Геннадий Рождественский педагогической деятельности. С 1974 г. преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. – профессор, с 2001 г. – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Г. Рождественский воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин. Маэстро написаны и выпущены книги «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке» и «Треугольники»; в книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет его новая книга – «Мозаика».
Коллектив радиостанции «Орфей» поздравляет Маэстро с юбилеем и желает здоровья, благополучия и дальнейших творческих свершений!
На волнах нашей радиостанции в рубрике Концертный зал радио «Орфей» прозвучит цикл передач к юбилею Геннадия Рождественского.
2 мая. К 85-летию Г.Н. Рождественского. Цикл программ «Годы странствий». Дирижирует и рассказывает Г. Рождественский. Передача 1. В программе – произведения С. Прокофьева (Симфония №4, Пять романсов на стихи русских поэтов, Симфониетта, обработка английской народной песни, Два Пушкинских вальса и пьеса «Наваждение в оркестровке Г. Рождественского). Исполнители - Токийский оркестр «Иомиури», Лондонский Филармонический оркестр и Оркестр «Би-Би-Си». Записи 1978, 1997 и 2001г.г.
3 мая. К 85-летию Г.Н. Рождественского. Цикл программ «Годы странствий». Дирижирует и рассказывает Г. Рождественский. Передача 2. В программе произведения Э. Элгара (симфонические вариации «Энигма»), С. Прокофьева (Увертюра на еврейские темы в оркестровке С. Прокофьева), Л. Яначека (симфоническая баллада «Дочь деревенского скрипача») и Б. Бриттена («Развлечения» для фортепиано с оркестром). Исполнители - В. Постникова (фортепиано) и оркестр Би-Би-Си. Запись из Пражского зала им. Сметаны от 23.05.1973г.
4 мая. К 85-летию Г.Н. Рождественского. Цикл программ «Годы странствий». Дирижирует и рассказывает Г. Рождественский. Передача 3. В программе произведения В. А. Моцарта (Симфония №35), А. Брукнера (Увертюра и Псалом №150) и Б. Бриттена (Академическая кантата). Исполнители – хор и оркестр Би-Би-Си. Записи из лондонского «Фестивал-холла» 1979-80 г.г.
5 мая. К 85-летию Г.Н. Рождественского. Запись юбилейного вечера Г. Рождественского из ГАБТ России от 4.05.16.
/по материалам сайтов Московской филармонии и Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского/
Геннадий Николаевич Рождественский в Библиотеке персон