4 и 5 мая на сцене театра «Новая Опера» будут показаны две одноактные оперы: «Маддалена» С.С. Прокофьева и «Игроки» Д.Д. Шостаковича.

Спектакли приурочены к юбилейным и памятным датам нынешнего года— 125-летию со дня рождения Прокофьева (1891 — 1953) и 110-летию со дня рождения Шостаковича (1906 — 1975).

У опер схожая судьба: обе надолго выпали из поля зрения и были исполнены лишь после смерти авторов. «Маддалена» (1-я редакция — 1911; 2-я — 1913) воскресла из небытия через двадцать с лишним лет после кончины Сергея Прокофьева, когда английский дирижер Эдвард Даунс дооркестровал и впервые исполнил сочинение (прямая радиотрансляция BBC, 25 марта 1979 года). За этим последовали первая постановка (Грац, 1981) и первая грамзапись на Родине (1986, дирижер Геннадий Рождественский). Символично, что сочинение Прокофьева возвращается на сцену Новой Оперы в год 25-летнего юбилея театра, — ведь еще в сентябре 1991 года «Маддалена» звучала на фестивале Sagra Musicale Umbra в г. Перуджа (Италия), а 29 декабря того же года — на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве. Обоими концертными исполнениями дирижировал Евгений Колобов.

«Игроки» (1942) — вторая (после ранней авангардной оперы «Нос») глава музыкальной гоголианы Дмитрия Шостаковича. Причудливый, полный гротеска и иронии, мир Гоголя воплощен с предельной, поистине любовной точностью: Шостакович говорил, что лучшего либреттиста, чем великий русский писатель, невозможно было желать и что он не мог выпустить ни единого слова первоисточника. Почувствовав, что сочинение слишком разрастается, Шостакович не закончил его. Решающую роль в судьбе оперы сыграл всё тот же Геннадий Рождественский: он отредактировал партитуру и, основываясь исключительно на музыкальном материале Шостаковича, предложил альтернативное окончание. Премьера прошла 18 сентября 1978 года в Ленинграде.

На первый взгляд, в эстетике, музыкальном языке двух опер нет ничего общего. Однако режиссер Алексей Вэйро трактует две самостоятельные постановки как главы диптиха:

«В этих произведениях есть важные сквозные темы: Бог, возможность диалога с ним, свобода и ее границы. Гоголь писал комедию, но в нём всегда столько глубины! Вот Утешительный говорит: «В игре нет лицеприятия. Игра не смотрит ни на что. Пусть отец сядет со мною в карты — я обыграю отца». С одной стороны, этот отец — буквальный, биологический; с другой, — зная, чем заканчивается пьеса, я понимаю, что речь идет об отношениях с неким идеалом, с Богом. Игроки — люди, не принимающие никаких правил. Высший игрок — тот, кто импровизирует, играет не по правилам и обыгрывает. И мы приходим к идее свободы. В «Маддалене» она всплывает в тексте и в музыке, — в партии главной героини. Всю оперу она мечется между добром и злом, считая это прихотью («что хочу, то и делаю»). Многие именно так и понимают свободу. На самом деле Маддалена освобождается, прозревает в момент двойного убийства, в одиночестве и пустоте. Итак, Утешительный «обыграет отца», Маддалена поет о том, что «молчит небесный гром». Вот и перекличка: нет наказания, нет отца. И вот их свобода».

Дирижер-постановщик спектаклей — главный дирижер театра Новая Опера Ян Латам-Кёниг. Хормейстер — Юлия Сенюкова. Партии исполняют солисты театра.

 

/фото novayaopera.ru/

Вернуться к списку новостей