В начале апреля Большой театр повторил блоком свою февральскую премьеру – «Дон Кихота» на Исторической сцене. Эта серия спектаклей завершилась одной из лучших трансляций Большого на экранах кинотеатров мира и в интернете. Следующий блок пройдет уже не в Москве, а в Лондоне - этим спектаклем Большой театр откроет гастроли в Англии в конце июля.
Состав на трансляцию (Екатерина Крысанов-Китри и Семен Чудин-Базиль), говорят, определял новый директор балетной труппы Махарбек Вазиев. Это стало сюрпризом: Крысанова с Чудиным вместе никогда не танцевали, и спектакль готовили в разных парах. Народная молва без тени сомнения утверждает: Крысанова - лучшая московская Китри, но Чудин-Базиль? Конечно, танцовщик переживает небывалый подъем, демонстрируя технические чудеса, но выбор главного героя «Дон Кихота» для показательного спектакля Большого не имеет единственно правильного решения, как с Китри - мужская премьерская лига театра на сегодня как никогда сильна, и лучшего Базиля на сегодня нет, а замечательных - много. Декоративный Лантратов? Легконогий Овчаренко? Неотразимый герой-любовник Родькин, ярко дебютировавший в роли Базиля на премьере? А, может быть, прославленный Базиль-героик - Иван Васильев? Последний уже танцевал с Крысановой и с большим успехом. Чудин же, воплощающий невозмутимый тип танцовщика, элегантного, но зачастую сосредоточенного на чистоте исполнения, а не на актерских задачах, идеальный танцовщик белых балетов, в южном темпераменте не замеченный, с зажигательными танцами на барселонской площади и в кабачке?
Но выбор пары на трансляцию «Дон Кихота» оказался удачным, хотя бы потому, что сейчас в театре нет равных Крысановой и Чудину по виртуозности. Технические чудеса, которые показала пара, почти забыты на современной сцене и вызвали ностальгию по "Дон Кихоту" времен Плисецкой и Максимовой, Васильева и Лавровского. Крысанова наряду с исключительной технической оснащенностью и невероятными темпами продемонстрировала невиданный, иногда казавшийся даже чрезмерным, энергетический выброс в первом действии балета, волшебную легкость и женственную грацию в сцене Сна, роскошные балансы и вращения в свадебном па-де-де. Чудин, в полном соответствии со своей фамилией, явил на главной московской сцене чудо соединения редких для этой сцены качеств: виртуозности, эффектных линий, элегантности и чистоты исполнения. Партнерские достижения пары не менее впечатлили: усложненные и затяжные поддержки на одной руке, эффектные рыбки и большой парадный стиль в финальном гран па. В игровой части было заметно, что главные герои еще притираются друг к другу, но шустрая, заводная, острая барселонская девчонка Китри Крысановой и добродушный, искренний, обладающий мягким юмором Базиль Чудина оказались вполне сбалансированной парой.
С не меньшим, а то и с большим интересом, чем парное выступление Екатерины и Семена в видеотрансляции "Дон Кихота", ожидался и дебют Ольги Смирновой в роли Китри. Сомнений относительно Китри - Смирновой было не меньше, чем по Чудину-Базилю: отличница по классике, выпускница петербургской школы, на выпуске станцевавшая Никию в "Баядерке", академистка прохладного аристократического типа, казалась немыслимой в партии темпераментной героини самого московского балета, да еще, согласно либретто, дочки трактирщика. Для балерин смирновского плана в "Дон Кихоте" есть более подходящие партии. Например, партия Повелительницы дриад позволяет проявить сильные стороны академической выучки и аристократизм. Повелительницу Смирнова уже танцует и даже была выбрана для видеотрансляции, составив величественную антитезу изящной Дульсинее - Крысановой. Или партия Уличной танцовщицы, которая по сложившейся традиции танцуется как королева улицы. Эту партию часто исполняют примы, когда-то в Мариинском театре эту партию танцевала сама Лопаткина. Но Ольга Смирнова предпочла королеве принцессу улицы - Китри.
Сергей Филин, предыдущий худрук балета Большого, лично пригласивший в Большой Смирнову и Чудина, часто ставил своих любимцев в пару. Иногда они все еще появляются на сцене вместе. Но Ноймайер в "Даме с камелиями", удивив почтенную публику, поставил в пару к Смирновой Артема Овчаренко. Вторым стал Майо, пригласивший Смирнову и Овчаренко в Монте-Карло станцевать главные партии в авторском "Щелкунчике", наконец , Большой театр подхватил новый тренд и сделал их главными героями рекламного ролика о видеотрансляциях Большого на будущий сезон. Так что выбор Артема Овчаренко для дебютной Китри Смирновой был не совсем неожиданным. Но Овчаренко сам танцевал Базиля всего второй раз, то есть для партнера дебютантки это был тоже почти что дебют.
Дебютантка дебютанткой не выглядела, похоже, надо привыкать к тому, что Ольга Смирнова на сцене воплощает типаж девушки с характером. Уже с дебютной «Раймонды» стало казаться, что ее сценическая героиня смотрит скорей в сторону исполнительской традиции, воплощаемой на московской сцене Марией Александровой, а не петербургской "божественной" - Ульяной Лопаткиной, о которой поминали в качестве предшественницы Смирновой, когда последняя заканчивала училище. "Дон Кихот" подтвердил это предположение. Правда, стиль танца и школа Александровой и Смирновой - очень разные, Мария и в танце - железная и несгибаемая, а Смирнова наоборот, тяготеет к избыточности и декоративным изгибам, а вот по характеру, воплощаемому на сцене, они очень близки - обе гордячки и лидеры по натуре. Конечно, только условно Смирнову - эту утонченную красавицу с призывно сияющими глазами и вечно задранным вверх подбородком - можно отнести к улице, площади или трактиру. Эта яркая дева случайно затесалась в гущу испанской толпы, для нее органичней этой толпой повелевать.
Лидерские качества Китри Смирновой оттеняла мягкость характера ее Базиля. Овчаренко очарователен в этой роли, очень органичен сценически - молодой и влюбленный повеса, ведомый своей своенравной возлюбленной, вовсе не простак, умело использует ревность как инструмент для завоевания первой красавицы улицы. В сценической броскости он, однако, уступил Китри-Смирновой.
Но по танцевальному качеству именно Овчаренко в этот день (спектакль дневной) был лидером. Легкий, с четкими ногами, с полетным прыжком и виртуозными вращениями, вполне освоившийся с испанскими акцентами в хореографическом рисунке, воплощающий праздничный дух спектакля, лишь в партнерской части партии дал традиционную для себя слабину. В "Дон Кихоте", одном из самых технически сложных спектаклей, есть несколько верхних поддержек ультра-си, когда партнерша удерживается на одной руке. В этом "Дон Кихоте" их увидеть так и не удалось: Артему досталась сложная партнерша - слишком крупная для него и не очень опытная. Зато пара замечательно сделала круг поддержек с подбрасыванием партнерши вверх, так легко эти сложные поддержки, точней выбросы, в Большом сейчас не выполняет никто. Достойно были исполнены парой и рыбки.
Смирнова справилась со всеми техническими и психологическими сложностями роли - ударила веером по сценической мостовой, как и положено, пять раз, четко станцевала самую эффектную вариацию балета - с кастаньетами, скрутила финальное фуэте, конечно, не в ураганном, как Крысанова, но все-таки в приличном, темпе, продемонстрировала хороший прыжок. Последнее удивительно, так как в Большой она пришла совсем без прыжка, и пока прыжок, стараниями московских педагогов, не появился, балерина вряд ли могла мечтать о партии Китри, в которой прыжок наряду с виртуозными вращениями и быстрыми ногами - краеугольный камень хореографического текста. Балерина была вальяжна в адажио свадебного па-де-де, но в вариации явила легкость. Проявила даже некоторый сценический темперамент. И по совокупности преодолела предубеждение, что Китри - не ее роль. Роль ее, и такой, декоративный, вариант партии вполне может исполняться на московской, а не только на петербургской сцене, хотя до имманентности накаленному и отвязному московскому духу спектакля, до технической свободы и стремительных темпов движений, естественных для Китри Екатерины Крысановой, Ольге Смирновой далеко. Пока по всем компонентам спектакля ее исполнение трудно назвать мастерским, это только разведка боем. Скорей всего, Смирновой-Китри нужен физически более сильный и более харизматичный партнер. И такой партнер - Денис Родькин - ей обещан: пара самых молодых премьеров Большого откроет гастроли Большого в фирменном московском "Дон Кихоте".
А вот пара мастеров, главных виртуозов Большого - Крысанова и Чудин, станцевавших сенсационную трансляцию "Дон Кихота", поставлена на гастролях в третью очередь. Балет - искусство молодых? Большой хочет удивить, а не покорить публику? Большому нужны новые имена, которые должны запомнить зарубежный зритель и критика? Ответ из Лондона будет получен в июле.
Людмила Гусева
/фото bolshoi.ru, bolshoi-theatre.su/