11 апреля 1916 года в Буэнос-Айресе родился аргентинский композитор Альберто Эваристо Хинастера. Несмотря на то, что по правилам испанского произношения его фамилия Хинастера, сам композитор предпочитал форму Джинастера, подчёркивающую его каталонские корни.
Будущий композитор окончил консерваторию в Буэнос-Айресе, где учился у Карлоса Лопеса Бучадо, в 1940-е гг. занимался в США у Аарона Копленда. Из-за постоянных конфликтов с аргентинским правительством с 1971 года жил в Женеве вместе с женой, виолончелисткой Авророй Натола-Хинастера.
Первые музыкальные опыты Хинастеры относятся к 1930 г., однако эти сочинения композитор уничтожил. Поэтому первым номером в авторской нумерации произведений стоит балет «Панамби» (1937 г.), обычно исполняющийся в качестве оркестровой сюиты. В ранних произведениях Хинастера интенсивно использовал народные мелодии, что во многом и принесло ему славу и популярность на родине.
Затем музыка композитора стала носить более сложный и экспериментальный характер. Поэтому, начиная с 1960-х гг., успех сочинений Хинастеры был связан скорее с североамериканскими и европейскими исполнениями: так, первая опера Хинастеры «Дон Родриго» по либретто Алехандро Камоны была холодно встречена на премьере в Буэнос-Айресе (1964), но вызвала сенсацию в нью-йоркской постановке 1966 года, став для исполнителя главной партии Пласидо Доминго одной из первых ступеней к мировой славе. На репетициях двадцатипятилетнему певцу помогал аргентинский пианист по фамилии Тауриелло: он впадал в отчаяние всякий раз, когда тенор фальшивил или путал ноты. «Не так, не так», - стонал он, сидя за фортепиано. Тауриелло мог сыграть Воццека по памяти, так что опера Хинастеры ему казалась несложной кантиленой, и он не понимал, почему дебютанту так трудно понять и исполнить партию. Хорошо еще, что аргентинский композитор пошел тенору навстречу. Доминго спрашивал у Хинастеры, можно ли внести те или иные изменения. «Делай что хочешь, лишь бы тебе было удобно петь», - отвечал маэстро из партера.
Вторая опера Хинастеры «Бомарцо» (1967) по одноименному историческому роману Мануэля Мухики Лайнеса и вовсе была запрещена в Аргентине как непристойная, её премьера с успехом состоялась в Вашингтоне. Там же прошла премьера его третьей оперы «Беатриче Ченчи» по либретто Альберто Хирри (1971).
Хинастера основал Консерваторию Ла-Плата (1948), где работал до 1958 года. У него, в частности, учились Астор Пяццолла и Херардо Гандини. Также Хинастера – один из организаторов Латиноамериканского центра музыкальных исследований.
11апреля в Концертном зале радио «Орфей» в рубрике «Еврорадио представляет» - концерт к 100-летию со дня рождения выдающегося аргентинского композитора Альберто Эваристо Хинастера.
/фото es.wikipedia.org , ciweb.com.ar/