В программу концерта 14 апреля абонемента «Шедевры и премьеры» на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского вошли произведения двух композиторов — суперпопулярного Генделя и пока ещё малоизвестного в России Хассе. Следуя своей неизменной концепции, оркестр Musica Viva обращается в своём творчестве только к жемчужинам мирового музыкального наследия. Так были выбраны две оперы: «Ацис, Галатея и Полифем» Генделя и «I Pellegrini al Sepolcro di Nostro Signore» («Паломники ко гробу Господню») Хассе. Оба композитора родились в Германии, однако эти произведения написаны в Италии и для итальянских придворных театров.
Опера Генделя впоследствии перерабатывалась композитором несколько раз уже для английских оперных театров и на английском языке, но её первая редакция принадлежит к числу труднейших для певцов опер на итальянском языке. Творческое же наследие Хассе по сей день воспринимается как terra incognita, часть автографов обнаружили лишь в 1960-е годы. Значительная часть произведений была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками в ходе Второй мировой войны. В последнее время интерес к музыке композитора повышается и оркестр Musica Viva активно подключается к возрождению наследия композитора.
Европейская пресса пишет: «…Повторное открытие Хассе идёт медленно, но внимание зрительской аудитории неизменно растёт; и если бы можно было купить акции в композиторах, то Хассе может стать самым горячим запуском на рынке, если говорить на языке рынка».
Обе оперы – российские премьеры, для исполнения приглашены певцы из России, Швейцарии, Австралии.
Концерт 14 апреля - международный молодёжный проект, самому старшему и титулованному исполнителю Моргану Пирсу едва исполнилось 27 лет.
Первое исполнение оратории «Паломники к Гробу Господню» Хассе состоялось в 1742 году в Дрездене. Либретто стало последней работой Стефано Паллавичини, умершего спустя несколько дней после премьеры. Персонажи — четыре паломника и отшельник — посещают священные места Иерусалима и размышляют в речитативах и ариях о духовном воздействии святых мест. В оратории пять солистов поют и как хор, который не предусмотрен в этом произведении, а их а сольные партии изобилуют вокальными украшениями, что позволяет в полной мере воплотить замысел композитора — соединить красоту музыки и духовную составляющую либретто. Судя по количеству рукописей и изданий, это произведение было самым популярным произведением Хассе в XVIII веке. В выбранный жанр оратории композитор внёс инновацию для своего времени — он смог соединить в рамках одного произведения кружевную полифонию строгой германской композиции со средиземноморской простотой и очарованием.
С точки зрения жанра «серенада» «Ацис, Галатея и Полифем» является кантатой для трёх певцов и оркестра, без хора, вступления и разделения на акты. Либретто Никола Джуво по Публию Овидию Назону. Написана в Италии между 1708-1709 годами. Предполагают, что произведение было создано по случаю бракосочетания одного из знатных вельмож. В основе либретто лежит история из 13-й главы «Метаморфоз» Овидия (строчки с 740-й по 897-ю), в которой повествуется о «любовном треугольнике» между юной нереидой Галатеей, юным сыном Фавна Ацисом и уродливым, но очень могучим циклопом Полифемом. Влюблённый в Галатею Полифем ухаживает за нею с нежностью отца, в то время как Галатея чувствует себя счастливой только в объятиях Ациса. Застав их однажды вместе, разъярённый Полифем убивает Ациса, бросив в него отломанный в безумии ревности кусок скалы. Безутешная Галатея просит своего отца, бога морей Нептуна, превратить текущую из-под скалы кровь возлюбленного в ручей. В этом произведении композитор воспевает бессилие смерти перед любовью. Это неизвестный широкой публике композитор – молодой, искромётный и эмоциональный. И потому для своего концерта 14 апреля оркестр Musica Viva выбрал первую из трёх известных итальянскую редакцию 1708 года.
Бас-баритон из Австралии Морган Пирс родился в 1988 году, учился в Сиднейской Консерватории музыки Университета Сиднея и Королевском колледже Music International Opera School, где получил престижную Премию Lies Askonas. В 2013 он был выбран YCAT (Young Concert Artists Trust) и выиграл Золотую медаль Royal Over-Seas League Competition (Конкурс Королевской заокеанской лиги). В этом же году состоялся дебют певца в Английской Национальной опере в роли Помпео («Бенвенуто Челлини» Берлиоза). В сезоне 2014-2015 Морган Пирс присоединился к Houston Grand Opera Studio (Хьюстон), где исполнил роли Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), Ямадори («Чио-Чио Сан» Пуччини), и приступил к роли Гульельмо (Cosi fan tutte Моцарта). В этом же сезоне он исполнил роль Фигаро в «Призраках Версаля» Дж. Корильяно в Wolftrap Opera (Вирджиния, США). В сезоне 2015-2016 М. Пирс вернулся в Английскую Национальную оперу, исполнив роль Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини, а также выступает в Вигмор-холле.
Александра Раволь (меццо-сопрано, Швейцария) училась пению в Высшей школе музыки в Детмольде, а также в Консерватории Сиднея и продолжает совершенствовать мастерство в мастер-классах ведущих преподавателей. Певица является обладательницей первой премии в Bundeswettbewerb Gesang в Берлине. Живой интерес к репертуару барокко привёл её к углублённому изучению старинной музыки в Schola Cantorum Basiliensis у Ульриха Месталера и Андреаса Шолля. Репертуар Александры Раволь включает в себя произведения от Ренессанса до современных композиторов. Среди оперных партий певицы — партия Орфея в опере Глюка «Орфей», исполненная на Фестивале барочной музыки (Львов, Украина), роль Колдуньи в опере Пёрселла «Дидона и Эней» в Händelfestspiele Halle и роль Олоферна в опере Вивальди «Торжествующая Юдифь» в Оперном театре Базеля.
Ноэми Сон (сопрано, Швейцария) родилась в Базеле. Посещала класс в Консерватории Цюриха у Мартины Бове. Продолжила обучение в Консерватории Люцерна у Лилианы Цюрхер (окончила в июле 2008). В настоящее время певица повышает квалификацию в Амстердаме и регулярно посещает мастер классы педагогов (Клаус Мертенс, Сибилла Рубенс, Петер Харви). Ноэми Сон – певица, увлекающаяся произведениями от барокко, романтизма до современной музыки. В её репертуар входят даже оперетта и шансон. Создала собственную сценическую программу «Джорджио» по произведениям швейцарского композитора Пола Буркхардта. В 2010 она спела главную роль в оперетте A. Онеггера «Приключения короля Позоля».
Меццо-сопрано Мария Остроухова родилась в 1991 году в семье музыкантов. В 2009 году закончила с отличием МССМШ – колледж им. Гнесиных (класс специального фортепиано Арзамановой А.Ф). В том же году поступила в МГК им. Чайковского на ФИСИИ в класс Ю.В. Мартынова и А.А. Кореневой. В 2012 году Мария Остроухова поступила в Королевский Колледж Музыки (Лондон, Великобритания) на пятый курс вокального факультета, где обучалась у Николаса Сирса и Кристофера Глинна. В 2013 году Мария получила диплом с отличием и поступила в аспирантуру (магистратуру) Королевского Колледжа Музыки, которую окончила с отличием в 2015 году. В репертуаре Марии Остроуховой — партии Октавии и Фортуны («Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди), Мамы-Китайской Чашки-Стрекозы («Дитя и Волшебство» Мориса Равеля), Третьей Дамы («Волшебная Флейта» В-А Моцарта), Карильды («Ариадна на Крите» Г-Ф Генделя), Миссис Херринг («Альберт Херринг» Бенджамина Бриттена), Эмирены («Адриан в Сирии» Джованни Перголези), Дриады («Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса), Хатьи («Проданная Невеста» Берджиха Сметаны), Анджелины («Золушка» Джоаккино Россини) и Юлия Цезаря («Юлий Цезарь в Египте» Г-Ф Генделя). Мария является обладательницей грантов и стипендий Фонда Джозефин Бейкер, Стипендии Хелен Марджори Тонкс, Стипендии Ричарда Уорда, Стипендии Тео Макса ван дер Бьюгеля и Фонда Генри Вуда.
Дарья Телятникова (меццо-сопрано) родилась в г. Коркино Челябинской области. В 2005 г. поступила в Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова. В 2008 г. — в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. В 2010-12 гг. — солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2011 г. дебютировала в Мариинском театре в партии Николетты («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева), в 2012 г. исполнила партию Керубино («Свадьба Фигаро» Моцарта). С сезона 2012/13 — артистка Международной оперной студии в Цюрихе, на сцене Цюрихской оперы исполнила партии альта («Волнения на Таити» Бернстайна), Пажа и Цветочной девы («Парсифаль» Вагнера), Амитты («Терпеливый Сократ» Телемана). В 2012 г. исполнила партию Альцины в концертном исполнении оперы «Неистовый Роланд» Вивальди на сцене Театра Комунале Феррары.
Анна Горбачёва (сопрано) родилась в посёлке Шушенское Красноярского края. В 2004 году поступила на вокальное отделение Свердловского областного музыкального училища имени П.И. Чайковского. В июле 2007 года стала Дипломантом 17-го Международного конкурса оперных певцов в Сиене, Италия; президент жюри – Ренато Брузон. В сентябре 2007 года стала студенткой аспирантуры Королевского колледжа музыки в Лондоне (класс Розы Мэннион и Аманды Рукрофт). В репертуаре Анны представлен жанр оратории: в 2009–2010 годах она исполняла сольные партии в «Немецком реквиеме» Брамса, реквиеме Г. Гудолла «Вечный свет», мессе «Maria Teresa» Гайдна, в кантатах № 59 и № 80 Баха, оратории “The Dream of the Rood” Г. Фергюсона, “Petite Messe Solennelle” Россини, “Te Deum” А. Дворжака. Принимала участие в оперных постановках: «Гензель и Гретель» Хумпердинка (Гретель), «Орфей и Эвридика» Глюка (Эвридика); «Так поступают все» Моцарта (Фиордилиджи), «Ромео и Джульетта» Гуно (Джульетта); «Эгисф» Кавалли (Федра), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Сюзанна); «Дон Жуан» Моцарта (Церлина), «Орландо» Генделя (Ангелика), «Волшебная флейта» Моцарта (Первая Дама), «Альцина» Генделя (Альцина), «Любовный напиток» Доницетти (Адина).
/фото meloman.ru/