Большой театр подходит к важной точке – двум с половиной векам своего существования. В конце марта театру исполнилось 240 лет, но  это событие прошло без традиционного юбилейный гала-концерта в честь этой даты, зато  юбилейным гала-концертом  театр отметил полувековой срок работы одного из кадровых сотрудников  – народного артиста СССР, премьера театра в легендарное двадцатилетие в середине  ХХ века,  художественного руководителя балета  - в начале нулевых и  одного из прославленных педагогов Бориса Борисовича Акимова.

Борис Акимов был ведущим танцовщиком балета Большого в те годы, когда Большой  бесспорно считался  первой балетной труппой мира, и когда было легко затеряться среди великих – рядом танцевали Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Александр Годунов. Все они были учениками великого танцовщика и педагога Алексея Ермолаева и  танцовщиками великого Григоровича. Борис Акимов был помоложе, в училище был учеником Лиепы, а в театре -  Ермолаева. Он не был стопроцентно героическим танцовщиком, но в когорту  Григоровича вошел на равных со своими товарищами. Юрий Николаевич Григорович поставил на Акимова  Курбского в «Иване Грозном», Злого гения в «Лебедином озере», Сергея в «Ангаре», на премьере Спартака он дублировал Красса Лиепы – одного из своих школьных учителей.

Вечер в честь 50-летия творческой деятельности Акимова начался необычно: после краткого приветственного слова генерального директора Большого В. Урина и ролика со старыми записями юбиляра на сцену вышли шесть его учеников во главе с самим юбиляром. И показали   театрализованный класс – ежедневный тренинг балетных артистов. В центре класса обычно стоит самый лучший, и среди молодых танцовщиков именно учитель отличался особой стройностью, выправкой, элегантностью,  оттянутыми стопами, не свойственной танцовщикам его поколения  растяжкой, исключительной  координацией и изяществом движений. А юбиляру, на минуточку, в это году стукнет 70!

В видеоролике, предшествовавшем первому отделению концерта-чествования, среди главных партий в балетах Григоровича, были продемонстрированы и редкие и показательные  выходы артиста Акимова за территорию Григоровича, например, эстрадный номер «Кадриль» или соло из васильевских «Прогулок» на музыку Рамо. Оба номера требовали ювелирной работы ног, исключительной музыкальности и сложной  координации. Но именно эти, не самые востребованные в артистической части карьеры Акимова качества стали тем зерном, из которого вырос его талант педагога, ценимый не только в Большом театре, но и в других ведущих балетных театрах и школах мира. Более четверти века Акимов преподает и в старейших академических  театрах Европы,  которые до сих пор сохраняют свою школу -  в Парижской национальной опере и Датском королевском балете, в вечном конкуренте Большого - Мариинском театре, в академических труппах мира (Милан, Вена, Мюнхен, Базель, Токио, Амстердам)  и в авторской труппе Ноймайера, в Гамбургском балете.       

Естественно, что гала-концерт, которым чествовали Бориса Акимова, собрал представителей этих трупп, разных балетных школ, знаменитых артистов предыдущего поколения и молодых. Громкие имена сделали этот  гала одним их самых интригующих событий балетного сезона.

В начале первого отделения выступили  ученики Московской академии хореографии и  хореографического училища при танцевальном ансамбле "Гжель", где Акимов  служил или служит помимо Большого театра.

Вслед за самыми юными участниками юбилея в концерте вышли прославленные артисты.

Знаменитая французская балерина, бывшая прима и будущий худрук балета Опера де Пари  Орели Дюпон с солистом этой же труппы Алессио Карбоне станцевали элегический танец в хореографии нынешнего худрука Опера де Пари Бенжамина Мильпье.

В ноябре прошлого года травма не дала  Алине Кожокару приехать с гастролями Гамбургского балета, но она приехала на вечер к Борису Акимову и станцевала в двух номерах. В первом отделении в ранге примы Гамбургского балета  с молодым солистом этой труппы Кристофером Эвансом  отрывок из балета  Ноймайера "Spring and fall", а во втором  - с мужем и своим многолетним партнером Йоханом Кобборгом, уже завершившим карьеру, ныне худруком Румынского балета,  пронзительный прощальный дуэт из балета   "No man's land" Лиама Скарлетта. Эта легендарная пара, много раз приезжавшая в Москву и танцевавшая на сцене Большого театра, в том числе в спектаклях Большого, долгие годы была лицом «Ковент-Гардена», с которым педагог  Акимов сотрудничает уже третье десятилетие.

Современный «Ковент-Гарден» представлял прославленный виртуоз Стивен Мак-Рей. Вместе с примой Берлинского Штаатсбалета Яной Саленко  он исполнил дуэт из аштоновской "Тщетной предосторожности". В Москве этот балет шел не так давно, поэтому сцену удалось театрализовать - приглашенные солисты исполнили свой номер в окружении артисток Большого театра -  миниатюрность солистов  была подчеркнута статностью кордебалета Большого. Мак-Рей  с легкой виртуозностью, разве чуточку перекрутился, подтвердил свой класс  и тонкое владением стилем Аштона, но выступление Саленко заставило со вздохом вспомнить наших балерин, представлявших куда более изящный вариант аштоновской  Лизы.

Количество классики и современных номеров в концерте было сбалансированным, обошлись без ударных завсегдатаев гала - дуэтов  из "Дон Кихота" и "Корсара", зато украшением вечера стали незатертые балетными гала классические дуэты.

В па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" выступили молодые танцовщики Ида Преториус и Андреас Каас из Датского королевского балета, дома Бурнонвилля, где этот старинный балет сохраняется полторы сотни лет.  В Копенгагене хранят чудесный стиль исполнения классических па-де-де, в котором рука об руку сплетается пантомима, в самом живом, естественном  виде, и танец, и где отчетливая, бисерная работа стоп является образцовой для остального балетного мира. В этот вечер явным лидером в номере был буйноволосый Андреас Каас, который перелетал от одного балетного па к другому с ловкостью кузнечика. Во втором отделении пара выступила в маловразумительном современном номере  "Traditional" в постановке Алессандро Соузы Перейры.

В "Венском вальсе" Рихарда Штрауса в хореографии Якобсона выступили представители Мариинского театра Екатерина Осмолкина и Максим Зюзин, они живо обыграли номер, им покорились и виртуозные поддержки, но  до дерзкой полетности своих предшественников, дуэта Кургапкиной и Брегвадзе, известного по черно-белой записи,  они не дотянулись. Это обычное дело: атлетизм танцовщиков 50-60-х для сегодняшнего поколения, более рослого и  выученного в иной манере, не достижим, но живое исполнение – есть живое исполнение, замечательная концертная миниатюра.

 

Бориса Борисовича поздравили и артисты родной труппы.  Обязательная программа – парадный дуэт Красса и Эгины (Красс – этапная роль Акимова),  сегодняшние исполнители  Александр Волчков и Екатерина Крысанова  показали  декоративный, но выхолощенный вариант  дуэта.

Нина Капцова и Денис Родькин появились  в Ноймайере, имитировав бурные страсти в финальном "черном" из "Дамы с камелиями". Этот хитовый номер не является эксклюзивом, балет идет на сцене Большого и частенько исполняется в разнообразных гала, а вот Ольга Смирнова и Артем Овчаренко вышли в дуэте из необычного, авторского "Щелкунчика" Майо. Они станцевали этот балет полностью по приглашению самого балетмейстера на юбилее труппы «Балета  Монте-Карло», и вот первое исполнение  дуэта в Москве. Захватывающее исполнение - неожиданная для интерпретации известнейшей музыки финального адажио "Щелкунчика" чувственность и необычайная легкость бытия обоих партнеров: будто снежный вихрь их принес и унес со сцены.

Финальный аккорд вечера был символичен. Лучший ученик Бориса Акимова Вячеслав Лопатин, главный чистописатель  и аккуратист труппы, в этом так напоминающий своего учителя, исполнил с солисткой Мариинского театра Екатериной Осмолкиной дуэт из балета "Талисман". Бог ветра Вайю из балета "Талисман"  был одной из легендарных ролей учителя Акимова - бывшего солиста Мариинского/Кировского театра и педагога Большого Алексея Ермолаева, а теперь в роли бога ветра блистает ученик его ученика. Таков мир балета - традиции передаются из ног в ноги, от одного мастера другому. В балете служат долго, и первые 50 лет - не срок.

Людмила Гусева

/фото Елены Фетисовой/Большой театр/

Вернуться к списку новостей