28 марта исполнилось 240 лет главному театру страны - Большому театру России. Дата оказалась достаточной заметной для  того, чтобы быть упомянутой в новостных лентах и социальных сетях, но, видимо,  недостаточно  круглой для того, чтобы ее отпраздновать самому театру.  Большой не поздравил себя сам даже на официальном сайте, ограничившись статусом на фэйсбуке.

28 марта 2016 г. пришлось на понедельник - еженедельный выходной в театре, и впечатляющую для любого другого театра дату  Большой театр решил отметить по-деловому: презентацией рукописи книги «Новая история Большого театра: культура  и политика».  Книги о театре,  объемом в полтысячи страниц  выходят не каждый день,  поэтому для Большого и его поклонников это подарок, хотя и не поспевший к красной дате. Популярность будущей книги предполагается обеспечить при помощи притягательного в нашей стране и во всем мире брэнда  Большой/Bolshoi, остроты тематики и громкого имени автора. Автор новой книги – наш бывший соотечественник, четыре десятилетия проживающий в США,  Соломон Волков, бывший музыкант, известный музыковед, культуролог  и автор бестселлеров о знаковых фигурах  русской и русско-американской культуры - Шостаковиче, Баланчине, Бродском, etс.

Презентовал рукопись сам автор при весомой поддержке причастных к созданию книги людей -  директора ГАБТа В. Урина и председателя Попечительского совета театра М. Швыдкого.  Большой театр выступил в качестве заказчика, а Попечительский совет, по всей вероятности, в качестве спонсора написания и издания книги.

Почему С. Волков, давно живущий за пределами России? Потому что Большой - не только достояние России, но и всего мира, потому что эта нетривиальная  идея  - написать о взаимодействии государственного театра и государственной власти, о котором до сих пор ходят легенды и байки, но сведения не проверены и не систематизированы, принадлежит самому С. Волкову,  потому что автор располагает ценнейшими свидетельствами  многих легендарных личностей, причастных к новейшей истории Большого (Рождественского, Плисецкой, Годунова, Покровского, Светланова, Ростроповича, Вишневской, Васильева, Максимовой, и это еще далеко не полный перечень  ньюсмейкеров),  потому что за автором репутация  "легкого пера",  ну и, возможно, потому что "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье".

Книга охватывает не полный, но значимый период истории Большого - начиная с первой трети XIX века - эпохи правления Николая I и директорства Верстовского до начала XXI века - эпохи  Путина и директорства Урина, от императорского театра второй руки к главному театру страны.  Автор не обошел молчанием и  резонансный "кислотный" скандал в Большом.

Не случайно исследуемый период начинается эпохой Николая I, который советскими историками был занесен на первое место черного списка реакционеров и ретроградов, но самом деле эпоха Николая была той переломной, когда театр из места для зрелищ стал превращаться  в важный идеологический инструмент государственной политики, как известно, сменившей космополитизм формулой "православие - самодержавие - народность".

 Но, судя по презентации и изданной к ней буклету, приоткрывших замысел книги, и перечню  свидетелей, давших живую информацию для книги, самой увлекательной ее частью  должен стать "сталинский" раздел. Сталина автор рассматривает в отношении к академическому искусству как прямого, хотя и скрытого,  наследника  Николая.  В сталинский  период театр переживал свой наивысший расцвет в советский и постсоветский период, возможно именно потому, что в тот период связи главного театра страны и высшей власти были наиболее близкими, власть была очень заинтересована в театре, а сам театр был плотно интегрирован в советскую  идеологическую систему.  Очевидцы помогли Соломону Волкову расцветить этот раздел уникальными подробностями, что было проиллюстрировано кусочком видеозаписи интервью Геннадия Рождественского о посещении Сталиным любимых им спектаклей Большого.

Автор не ограничился разговорами с инсайдерами Большого, но и интенсивно поработал в архивах. Результат архивных исследований позволил, например, развенчать легенду о том, что Большой театр после революции сохранился благодаря товарищу Ленину. Нет, именно Ленин прилагал все усилия, чтобы закрыть этот "кусок чисто помещичьей культуры", с "единоверцами" Троцким и Каменевым, а выжил театр благодаря меломану и театралу товарищу Сталину и любителю балерин товарищу Калинину. Сталин не просто ценил академическое искусство в качестве зрителя, но и оценил его потенциал для пропаганды нового строя. 

 Книга уже завершена, ведутся переговоры с издательствами о ее публикации на русском и, возможно, на английском:  интерес к Большому в стране и мире, который обострился, увы, в связи с негативными событиями, надо использовать для того, чтобы рассказать правду об уникальном театре, который является символом  и гордостью огромной страны, и в жизни которого  такую большую роль всегда играло сильное государство.

Людмила Гусева

/фото ТАСС и classicalmusicnews.ru/

Вернуться к списку новостей