Как-то вдруг, без особого шума появилась на Новой сцене Большого театра опера «Каменный гость» Александра Даргомыжского. Премьерные показы прошли при единодушной поддержке зрительного зала. Не может не радовать появление в афише Большого театра этого, казалось бы, небольшого оперного спектакля. Вот как раз тут уместно высказывание: «Мал золотник, да дорог».
Уже состоявшийся мастер, зрелый художник, Даргомыжский писал своего «Каменного гостя» в 1868 году, будучи тяжело больным. Опера не была закончена в связи с кончиной композитора в январе 1869 года. Завершение оперы автор поручил своим друзьям и единомышленникам, композиторам Ц. Кюи и Н. Римскому-Корсакову. Участие друзей композитора в судьбе оперы «Каменный гость» этим не ограничилось.
По завершении работы над оперой «Каменный гость» композитор Кюи предложил Мариинскому театру поставить это произведение. Предложение было принято, но до постановки дело не дошло. На пути возникли препятствия в связи с действовавшим тогда законодательством. И опять на помощь пришли не просто друзья, а элита тогдашнего русского общества.
Музыкальный критик и издатель В. Стасов обратился к Петербургскому собранию художников с предложением участвовать в «публичной складчине» по сбору средств на приобретение «Каменного гостя». Призыв нашёл отклик, средства были собраны не только на приобретение права постановки оперы, но и на её издание. Премьера оперы «Каменный гость» состоялась в феврале 1872 года на сцене Мариинского театра.
Известен и такой замечательный эпизод из жизни этой оперы. Великий Ф. Шаляпин разучил оперу «Каменный гость» и исполнил её целиком на вечере у Римского-Корсакова, специально устроенном по этому случаю. Среди гостей были Стасов, Кюи, чета Врубелей и многие другие знаменитости.
Особенность этой оперы состоит, прежде всего, в том, что либретто написано самим Даргомыжским по одноимённой трагедии А. Пушкина. Надо сказать, композитор боготворил поэта. В 1866 году Даргомыжский писал: «Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» - так, как они есть, не изменяя ни одного слова». И ещё слова композитора: «Пишу не я, а какая-то сила, для меня неведомая». Композитор прекрасно понимал, что его опера будет не для многих, по его выражению.
И теперь, по прошествии многих лет, ещё более ощутимо выступает уникальное достижение композитора в этой опере. Её колоссальным достоинством является невиданное, небывалое в русской музыкальной культуре соединение поэтического слова и музыкальной фразы. Композитор услышал и сумел передать музыку поэтического текста. Даргомыжский сознательно поставил перед собой задачу не изменить в пушкинском тексте ни единой строчки, положить на музыку текст без купюр. Эта задача была с блеском выполнена композитором благодаря тому опыту, который был накоплен им к моменту создания его шедевра.
В этом сочинении Даргомыжский следовал за Пушкиным, перед гением которого композитор преклонялся. Музыкальная ткань произведения чутко идёт за поэтическим текстом трагедии, выделяя главные слова в каждой фразе, повышая и понижая интонацию. Таким образом, высокий поэтический текст нашёл воплощение в музыке.
В опере значительное место занимают речитативы, требующие превосходной декламации. Даргомыжскому удалось выделить и передать великую музыку стиха Пушкина, используя инструменты звучащей речи в музыке. В таком виде это произведение дошло до наших дней и было представлено в премьерном показе на Новой сцене Большого театра.
Динамичному развитию действия в опере был задан тон появлением на сцене двух главных персонажей, Дон Жуана (Фёдор Атаскевич) и его доблестного слуги Лепорелло (Станислав Трофимов). Они прибыли в Мадрид под покровом ночи. Диалог героев происходит, как и всё действие оперы, в декорациях, созданных художником-сценографом Виктором Шилькротом.
Сценография спектакля погружает зрителя в атмосферу пуританской Испании. Строгость и аскетичность в оформлении подчёркнуты острыми линиями чёрных конструкций, таинственными фигурами, похожими на людей в монашеских одеяниях, расположившимися на витой лестнице. Приглушённый свет дополняет картину, создавая атмосферу величественного готического собора.
Во второй картине первого действия все события происходят в доме возлюбленной Дон Жуана, Лауры (Оксана Волкова). Здесь царит непринуждённая обстановка дружеской пирушки, веселья, атмосфера любви. Лаура исполняет свои две песни – романсы «Оделась туманом Гренада» и « Я здесь, Инезилья». Пение сопровождается грациозно исполненным танцем Лауры. Эта сцена выглядела особенно празднично ещё и благодаря красивым костюмам Лауры и её гостей (художник Ирэна Белоусова). Не надо было что-то домысливать, воображать. Всё было так, как должно быть в то время, в средневековой Испании.
Ариозо Лауры «Как небо тихо, недвижим тёплый воздух» даёт нам осязаемо почувствовать атмосферу южной ночи, ощутить струящийся лунный свет. Это стало возможным благодаря приёму звукописи, использованному Даргомыжским. В сцене поединка Дона Карлоса (Александр Миминошвили) и Дон Жуана композитор также прибегает к приёму звукописи. Тут передана и жестокость смертельной схватки, и выпады во время поединка, и агония умирающего Дона Карлоса.
Во втором действии оперы представлен развёрнутый диалог Донны Анны и Дон Жуана. Встреча героев происходит в сумраке величественного храма, куда приходит Донна Анна (Анна Нечаева), чтобы поклониться могиле супруга. Её размеренная поступь, строгий лик напоминают испанок, сошедших с полотен великих мастеров. В её облике разлита печаль, скорбь. Поначалу в беседе с Дон Жуаном она строга, отстранённо холодна. Речи же Дон Жуана эмоционально насыщены, их переполняет страсть. Постепенно это настроение передаётся Донне Анне. Внешне героиня сохраняет сдержанность, но музыка раскрывает её подлинные эмоции. В конце действия проявляется фигура Командора (Александр Науменко) как иррациональной силы, воспринимаемой как нечто потустороннее, чуждое. В финале оперы тема Командора прозвучит как предсказание ужасной судьбы Дон Жуана.
В третьем действии, когда Донна Анна назначает следующее свидание Дон Жуану, всё настойчивее и зловеще проявляется тема Командора. Эта тема нарастает, становится ведущей, олицетворяя собой силу рока. Звучит тема неотвратимости судьбы. Дон Жуан сражён и погибает в тот момент, когда он познал истинную любовь.
Спектакль оставил очень приятное впечатление слаженностью ансамбля исполнителей. Состав артистов был ровным как в вокальном отношении, так и сценически, артисты соответствовали своим героям. Очевидно, что не случилось некоего грандиозного оперного события, как это помнится, например, при исполнении партии Дон Жуана Владимиром Атлантовым, а Донну Анну тогда пела Тамара Милашкина. Не было того блеска при исполнении партии Лауры, какой был у Елены Образцовой, Ирины Архиповой, Тамары Синявской. Да, это было в нашей культуре, было на сцене Большого театра. Здесь важно помнить предшественников, сохранить связь с прошлой культурой. Это наши корни, наш фундамент.
Людмила Краснова
/фото Дамира Юсупова/Большой театр/