Нотный сборник «Шестнадцать духовных хоровых концертов анонимных авторов конца XVIII – начала XIX века» в редакции Антона Вискова стал первым выпуском в созданной Музейным объединением серии публикаций русской духовной музыки эпохи классицизма.

Среди обширного нотного наследия, находящегося в фондах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, особое место занимает одно из центральных отечественных собраний памятников церковно-певческого искусства. Это более тысячи единиц хранения рукописей духовной музыки, преимущественно русской.

Безусловными раритетами в коллекции являются несколько сборников конца XVIII – начала XIX века, принадлежавших ранее Казанскому женскому монастырю города Ярославля. Сборники представляют собой комплекты «поголосников» (партий): в двух случаях сохранившиеся полностью («дышкантъ», «альтъ», «теноръ», «басъ»), в одном – без партии тенора.

Основой вышедшего нотного издания стал один из комплектов «поголосников». Он принадлежит к первым (из известных сохранившихся) документам в России, в которых духовные произведения записаны так называемой круглой итальянской нотацией.

Наряду с песнопениями Литургии и духовными концертами, имеющими указание на авторство («сочинение господина Бортнянского», «сочинение господина Дегтярева», «сочинение господина Аникеева»), многие произведения в данном комплекте «поголосников» анонимны. Предметом настоящей публикации стали шестнадцать анонимных концертов.

Научная редакция и реконструкция этих сочинений выполнена композитором и текстологом Антоном Висковым.

В Приложении к изданию дается подлинный, неадаптированный текст некоторых из реконструированных концертов.

Издание сопровождают исследовательская статья и научные комментарии автора реконструкции. Научный рецензент подготовленной к изданию рукописи – специалист по русской духовной музыке, кандидат искусствоведения А.В. Лебедева-Емелина.

 

/фото glinka.museum/

Вернуться к списку новостей