12 марта в городе Фрутильяр в Чили состоялся заключительный концерт гастрольного тура Валерия Гергиева по Северной и Южной Америке. Впервые в своей истории Симфонический оркестр Мариинского театра выступил в Мексике и на Кубе, а Венский филармонический оркестр впервые выступил в Нейплсе (штат Флорида, США).
С 1 по 3 марта Симфонический оркестр Мариинского театра дал три концерта на сцене Дворца изящных искусств в Мехико (Мексика). И слушатели, и критики высоко оценили выступления коллектива. «Симфонический оркестр Мариинского театра из Санкт-Петербурга оправдал свою легендарную репутацию и покорил мексиканскую публику совершенной техникой и разнообразием» – Ciudadania-express. «Это был истинный праздник русской музыки» – Proceso.
Пианист Бехзод Абдураимов, солировавший в Концерте для фортепиано с оркестром №2 и Рапсодии на тему Паганини Сергея Рахманинова, также был высоко оценен мексиканской прессой. «Он очаровал зрителей и поразил мощностью своей интерпретации» – La Razon. «Рапсодия на тему Паганини была сыграна проникновенно; полная интенсивности и цвета, меняющегося, одновременно с ритмическим рисунком» – Cronica.
Вечер 3 марта был целиком посвящен Сергею Прокофьеву: «Валерий Гергиев, казалось, подчинял оркестр своей воле, а музыканты, едва касаясь своих инструментов, создавали невесомые и мягкие звуки» – Unomasuno. Иван Каризна, солировавший в Симфонии-концерте для виолончели с оркестром показал «технику, виртуозность и высокое качество, завоевав признание аудитории и сорвав громкие и продолжительные аплодисменты» – Unomasuno. Отдельной похвалы удостоились сочинения, сыгранные оркестром на бис: «Настоящий подарок был преподнесен в конце, когда оркестр под управлением маэстро Гергиева исполнил, казалось бы, привычные произведения из своего репертуара: увертюру из «Силы судьбы» Верди и фрагменты из «Щелкунчика» Чайковского, что само по себе, с кристально-чистым звучанием, стало прекрасным завершением вечера» – Proceso.
4 марта коллектив выступил на крупнейшей площадке мексиканской столицы – в Национальной аудитории, вместимостью 8000 зрителей. Зал был переполнен. Портал Ciudadania-express отметил, что музыканты подарили публике «пиршество музыки, во время которого слушатели и оркестр превратились в единое целое». Сергей Редькин, сыгравший Первый фортепианный концерт Чайковского, запомнился «музыкальностью, невероятной беглостью пальцев и законченностью каждой музыкальной фразы» – Proceso.
Гастроли продолжились в столице Кубы, где Симфонический оркестр Мариинского театра также выступал впервые. «После почти трёх часов музыки высшего класса, всплеск эмоций был неизбежен, но интенсивность оваций превысила все ожидания» – Agencia Cubana de Noticias. «Гергиев дирижировал так стремительно, что казалось, он вот-вот взлетит. Музыканты мгновенно понимали его, то замирая в благоговейном молчании, то обрушиваясь на зал» – El Espectador.
Заключительные концерты серии прошли 11 и 12 марта в Чили на сцене «Театра на озере», расположенном на берегу живописного озера Льянкиуэ. Утренний концерт 11 марта познакомил юных зрителей с симфонической сказкой Сергея Прокофьева «Петя и волк»: «Около тысячи детей, находящихся в зале, внимательно следили, смеялись и звонко аплодировали каждому повороту сюжета очаровательной, яркой и веселой сказки» – Latercera. Два вечерних концерта тоже прошли при абсолютных аншлагах. Зрители стоя приветствовали музыкантов: «Нужно было слышать аплодисменты, которыми вознаградили оркестр и дирижёра за концерт, давший возможность насладиться мощью и красотой классической музыки» – Cronica. «Фрутильяр стал свидетелем концертов, которые вряд ли можно забыть» – Latercera.
В эти же дни Валерий Гергиев продолжал выступления с Венским филармоническим оркестром. 1 и 2 марта коллектив под управлением маэстро впервые в своей истории сыграл в городе Нейплс, штат Флорида. Музыканты покорили американских слушателей «продемонстрировав в двух концертах превосходное звучание» – The Wall Street Journal. «Прозрачный звук струнных – визитная карточка Венского филармонического оркестра. Концерт был безупречным. Захватывающее проявление виртуозности и точности» – Naples Daily News.
5 марта оркестр выступил в Боготе (Колумбия), где представил фрагменты оперы Вагнера «Парсифаль» и симфонию «Манфред» Чайковского. «Совершенно ясно, что такое произведение, как симфония «Манфред», которое было восхитительно исполнено во втором отделении, создано для Венского оркестра и требует присутствия именно такого дирижера, как Гергиев» – El Nuevosiglo. «Это был концерт высшей категории» – El Espectador.
Завершился гастрольный тур Венского филармонического оркестра двумя выступлениями в Бразилии 8 и 9 марта. На сцене Зала Сан-Паулу был представлен репертуар, «продемонстрировавший уникальность звучания оркестра – округлый, теплый, полный жизни звук» – Estadao. «Эти концерты заставляют о многом задуматься и уж точно остаются в памяти» – Folha De S.Paulo.
Напомним, что гастроли в Латинской Америке стали продолжением тура в США, где Симфонический оркестр Мариинского театра представил на сцене Бруклинской Академии музыки марафон из всех фортепианных концертов Сергея Прокофьева, а балетная труппа Мариинского театра выступала сразу в двух столицах – Нью-Йорке (на сцене Бруклинской Академии музыки) и Вашингтоне (на сцене Кеннеди-центра). Для Венского филармонического оркестра выступления в США, Колумбии и Бразилии стали продолжением гастрольного тура под руководством Валерия Гергиева, который начался в этом году в Германии, затем продолжился во Франции, Австрии и Венгрии.
/фото proceso.com.mx, elespectador.com/