24 февраля концертом, посвященным 125-летию Сергея Прокофьева, оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева начал гастроли в Нью-Йорке на сцене Бруклинской Академии Музыки.
Американская критика отметила значимость подобных событий, а пианисты, солировавшие в этот вечер, получили восторженные отзывы. «Марафон из всех фортепианных концертов Прокофьева оказался захватывающим, хотя бы уже потому, что два из этих произведений почти никогда не исполняются» – The New York Times.
Открывал марафон двадцатилетний обладатель II премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского Джордж Ли, он исполнил Первый концерт. «Меланхолическая игра имела необыкновенную глубину и теплоту, наполняясь сумеречным звучанием струнных и сочными раскатами медных» – The New York Times. Александр Торадзе (Второй концерт) «проявил устрашающую техническую одаренность, необходимую, чтобы противопоставить лаконичный звук изобретательному и бурному оркестровому сопровождению» – Superconductor. Даниил Трифонов, по мнению критика The New York Times, оказался идеальным солистом для Третьего фортепианного концерта. Обозреватель New York Classical Review отметил: «размывая окончания, он перетекал из одной фразы в другую, но вместе с тем и наращивал озорную неукротимость. Каждая нота у него казалась на своем месте, даже когда музыка развернулась всей своей мощью к ревущему финалу».
Четвертый концерт, написанный Прокофьевым для однорукого пианиста Пауля Витгенштейна, в исполнении Сергея Редькина получил неоднозначные отзывы. Тем не менее, обладатель III премии XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, покорил обозревателя The New York Times утонченностью и чувственностью. «Кружащийся финал был своенравным и очаровательным».
Заключительным аккордом вечера стал Пятый концерт в интерпретации Сергея Бабаяна. «Наиболее выигрышно из пяти частей прозвучала вторая, которую Бабаян исполнил с лукавым обаянием. Оркестр Мариинского театра обнаружил прекраснейший звук в мечтательной интродукции, над которым парило невесомое фортепианное соло» – New York Classical Review.
Четырехдневная балетная программа, стартовавшая в Бруклинской Академии Музыки 25 февраля, была посвящена памяти Майи Плисецкой. В первый вечер прима-балерины Мариинского театра исполнили партии, столь дорогие Майе Михайловне – Диана Вишнева предстала в образе Кармен, а Ульяна Лопаткина вышла в миниатюре Михаила Фокина «Лебедь». Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева также исполнил «Болеро» Мориса Равеля, которое сопровождалось видеозаписью выступления Майи Плисецкой в постановке Мориса Бежара. Несмотря на то, что лучшим номером вечера критик The New York Times назвал Лебедя в исполнении Ульяны Лопаткиной, наибольшее внимание он уделил именно «Болеро». «Фильм демонстрирует как неудержимо Плисецкая раздувает внутреннее пламя от мрачной строгости к безжалостному наслаждению. Она – воплощение свободы». Обозреватель The Weekly Standard отметил всех танцовщиков, занятых в выступлениях: «Даже с точки зрения балетного новичка, техника Мариинской труппы ошеломляет, вовлекая зрителей в водоворот музыки и движения».
С 26 по 28 февраля Валерий Гергиев провел три концерта с Венским филармоническим оркестром на сцене Карнеги-холла, представив вступление к опере «Хованщина» и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, фрагменты опер «Гибель богов» и «Парсифаль» и Увертюру к опере «Летучий голландец» Рихарда Вагнера, «Море» Клода Дебюсси, симфонию «Манфред» Петра Чайковского, а также американскую премьеру сочинения австрийского композитора Ольги Нойвирт «Путешествие/Часы без рук», посвященного Венскому филармоническому оркестру.
Обозреватель портала Cutting Edge так отозвался о первом вечере на сцене Карнеги-холла: «Удвоенная синхронность сделала игру оркестра вдвойне интригующей. Молниеносные деревянные духовые и великолепные медные обеспечили два условия, которые гарантируют необходимую наэлектризованность интерпретации. Добавьте к этому известную теплоту струнных Венского филармонического оркестра, и перед вами – команда мечты».
Концерт 27 февраля начался «с восхода солнца во вступлении к опере «Хованщина» Модеста Мусоргского. Исполнение было живописным и чарующим, тепло звучания разливалось, растворяя утренний туман, пока в воздухе не остались блестеть лишь тонкие золотые лучи». Сочинение Ольги Нойвирт «калейдоскопическое и абстрактное, начинается в сходной манере, со взвешенной тишины. Оно одновременно полно остроумия и нежности, которые задевают и ум, и сердце». Оркестр играл «с большой энергией, будто смакуя каждое произведение и возвышая его над общей музыкальной текстурой. Финальный аккорд повис в воздухе, оставив восхитительное послевкусие» – NewYork Classical Review.
Критик портала Concertonet.com, посетивший заключительный вечер 28 февраля, отметил «совершенный контроль, с которым маэстро Гергиев управлял музыкантами. Он то держал оркестр в напряжении, то отпускал, давая ему место для мощных кульминаций, а затем, отпрянув, вновь наращивал силы для еще более эмоционального финала. Теплое, проникновенное звучание Венского филармонического оркестра превратило концерт в два волшебных часа».
Гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра и Венского филармонического оркестра под руководством Валерия Гергиева продолжатся в странах Северной и Южной Америки. 1 и 2 марта Венский оркестр впервые в своей истории сыграет в городе Нейплс, штат Флорида, 5 марта – в Боготе, Колумбия, а 8 и 9 марта в Сан-Паулу, Бразилия. Оркестр Мариинского театра 3 и 4 марта впервые выступит в Мехико, Мексика, 6 и 7 марта – впервые в Гаване, Куба, а 11 и 12 марта коллектив даст заключительные концерты в городе Фрутильяр, Чили.
/фото Robert Altman/BAM, Richard Termine for The New York Times /