2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного скрипача ХХ века Яши Хейфеца. Вот, что говорят о нем крупнейшие авторитеты: "Звезда первейшей величины, никем в мире непревзойденный скрипач-виртуоз... Ослепительная техника и великолепная интерпретация... Тон его скрипки благороден и чарующе красив, его мастерство не имеет изъянов... Он, бесспорно, представляет собой вершину современного развития музыкального искусства. Записи Хейфеца принадлежат к самым совершенным, так что слава о нем надолго переживет его... Яша Хейфец - Император скрипки".
Иосиф (Яша) Хейфец родился 20 января 1901 года в Вильно. Первые уроки на скрипке получил в возрасте трех лет у своего отца, Рувима Хейфеца — выходца из города Пулавы (Польша), скрипача-самоучки, игравшего на свадьбах. С четырех лет начались занятия под руководством одного из лучших скрипачей и педагогов города И. Малкина, ученика Ауэра, преподававшего в Виленском музыкальном училище Русского музыкального общества.
Дарование Хейфеца стремительно развивалось. В 1910 году он начал учиться в Санкт-Петербургской консерватории. В 1913-ом посетил во время гастролей по Европе Швецию и Германию, где познакомился с Фрицем Крейслером. В 1917 году впервые посетил США, где выступил в Карнеги-холле. Хейфец предпочёл остаться в США и в 1925 году получил американское гражданство.
Музыкальная критика единодушно признала исполнительское мастерство Хейфеца уникальным явлением искусства ХХ века. Непревзойденная техника, чарующая красота звука и величавость сценической позы и жеста производили незабываемое впечатление на слушателей многих стран. Под маской невозмутимости, за образом «скрипача-автомата» скрывалась огненно-страстная и романтическая натура. Вопреки своему широко известному скептицизму и язвительному остроумию, Б. Шоу сказал об игре Хейфеца: она «опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего совершенного».
Творческое наследие Хейфеца (свыше 170 пластинок, магнитных записей и видеолент) охватывает все наиболее значительные произведения мировой скрипичной музыки. Он впервые сыграл посвященные ему произведения композиторов-современников: концерт М. Кастельнуово-Тедеско для скрипки с оркестром («Пророки»,1933; дирижер А. Тосканини), его же Фантазию на темы оперы Россини «Севильский цирюльник»; концерт №3 И. Ахрона (в 1939 г.), а также концерты У. Уолтона (в 1939 г.), Л. Грюнберга (1884–1964; в 1944 г.), Э.В. Корнгольда (1897–1957; в 1945 г.). Благодаря исполнению Хейфеца вошли в мировую классику ранее редко исполнявшиеся концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара и концерт №2 С. Прокофьева. Однако Хейфецу казалось чуждым творчество А. Шёнберга, и в 1936 году он отказался исполнять предложенный ему концерт композитора.
Хейфец успешно занимался музыкальной транскрипцией. Ему принадлежат свыше 100 обработок для скрипки произведений Я.Н. Гуммеля, К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Динику и многих других композиторов.
С 1962 года Яша Хейфец занимался педагогической работой, вел мастер-класс игры на скрипке в университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Среди его учеников: Э. Фридман, лауреат Международного конкурса имени Чайковского в Москве в 1966 г., и Э. Фодор, лауреат того же конкурса в 1974 г. (второе место при неприсужденном первом), а также Пьер Амойяль, Рудольф Кулман, Юваль Ярон, Кэрол Синдэлл, Адам Хан-Горский, Роберт Витте, Элизабет Матески, Клэр Ходжкинс, Юкико Камеи, Варуян Коян, Шерри Клосс, Элейн Скородин, Пол Розенталь.
Яша Хейфец в Библиотеке персон