1 февраля в Концертном зале радио «Орфей» - закрытие VI Рождественского фестиваля духовной музыки. Концерт Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и Национального филармонического оркестра России, дирижер В. Спиваков. В программе произведения П. Чайковского и Н. Голованова. Запись из Светлановского зала Московского международного Дома музыки от 23.01.2016г.
23 января состоялось закрытие VI Рождественского фестиваля духовной музыки. Шестой Рождественский фестиваль по традиции завершили художественный руководитель форума, народный артист СССР Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России и прославленный хор “Мастера хорового пения”. Из года в год маэстро и ведомые им коллективы представляют гостям фестиваля выдающиеся музыкальные произведения разных эпох, культур и церковных традиций, приобщая публику к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. На закрытии VI фестиваля прозвучали избранные духовные хоры a cappella Николая Голованова и “лебединая песнь” Чайковского – Шестая симфония.
Для Владимира Спивакова “Патетическая симфония” Чайковского – одно из наиболее любимых и самых важных музыкальных произведений во всей мировой литературе.
“Гениально-трагическая Шестая «Патетическая» симфония Чайковского требует конгениальности воплощения, или она становится “рядовой”, – пишет профессор Валентина Холопова. – У Спивакова она, что называется, переворачивает душу – в духе именно русской эстетической традиции… Здесь звучит жизнь в ее полном цветении: вальс изящен и певуч, а скерцо-марш полон остроумнейшей игры, энергии и радости взахлеб. Тем более впечатляющим становится провал к трагедии финала с его порывами отчаяния… В таком исполнении мало даже высочайшего таланта и великой традиции – тут говорит огромное человеческое сердце артиста”.
Композиторское творчество Николая Семеновича Голованова стало достоянием широкой общественности совсем недавно. Великий дирижер, работавший в Большом театре и в Большом симфоническом оркестре, трижды лауреат Сталинской премии, написал немало замечательной музыки, не предпринимая никаких шагов к ее исполнению. Значительная ее часть – духовные хоры (около 70), причем более половины из них написано в советское время – период гонений церкви. Так, Голованов оказался едва ли не единственным в СССР крупным музыкантом, который в течение более 30 послереволюционных лет создал много духовной музыки, не имея возможности ее услышать. Сегодня многие музыканты, в том числе маэстро Владимир Спиваков, исправляют эту историческую несправедливость.