1 февраля в концертном зале Яани Кирик выступит легендарный музыкант, лауреат премии «Оскар», популяризатор клезмерской музыки, артист, которому буквально через месяц исполнится 80 лет - Гиора Фейдман. В сопровождении музыкантов своего трио он исполнит программу, способную удовлетворить любые музыкальные вкусы: народные и классические мелодии в аранжировке Гиоры, клезмерскую музыку, джазовые стандарты и, конечно, знаменитую тему из кинофильма «Список Шиндлера», принесшую музыканту премию «Оскар».
Гиора Фейдман (1936, Буэнос-Айрес) — израильский кларнетист-виртуоз, исполнитель клезмерской музыки. Родился в семье эмигрантов из Кишинёва, музыкантов-клезмеров и с детства впитывал азы этого искусства. Получил также академическое образование в консерватории Буэнос-Айреса. Будучи студентом, играл в оркестре оперного театра «Колон». В 1956 году Гиора Фейдман переезжает в Израиль, где играет в Израильском симфоническом оркестре и преподает в Иерусалимской академии музыки и танца имени С. Рубина и Бар-Иланском университете. С 1976 года музыкант начинает гастрольную деятельность.
Репертуар Г. Фейдмана чрезвычайно разнообразен — от собственных обработок до пьес Гершвина и Бернстайна. Среди специально написанных для него композиций: «Королевская фанфара» (А. Хайду), «Голем» (Б. Оливейро), «Воздаяние праведнику» (Н. Шериф), «Еврейская свадьба» (Б. Пиговат). Любимым и исполняемым композитором Г. Фейдмана является Астор Пьяццолла, значительную часть произведений которого он переложил для кларнета. Г. Фейдман также автор многочисленных клезмерских композиций и переложений классической музыки.
Музыкант выступает с такими коллективами, как: Иерусалимский симфонический оркестр, Израильский филармонический оркестр, Израильская камерата, квартеты «Гершвин», «Ардитти» и «Кронос», камерный ансамбль Kremlin, Нью-Йоркский симфонический оркестр, Берлинский симфонический оркестр, международный симфонический оркестр Германии...
Гиора Фейдман - музыкант мирового масштаба, завоевавший известность благодаря тонкому мастерству и новаторскому подходу к исполнению клезмерской музыки. Однако Гиора внес в эту традицию что-то совершенно новое. Он стал играть клезмер так, как не делал этого никто, соединив его с джазом, танго, классической музыкой и другими элементами, — и, конечно, не ограничился свадьбами. Благодаря Гиоре Фейдману сам стиль клезмер приобрел большую популярность в самых разных точках мира и у самых разных аудиторий.
В начале 1990-х Фейдман получил приглашение от Стивена Спилберга записать музыку к «Списку Шиндлера» и затем вместе с Ицхаком Перльманом получил за нее премию «Оскар».
Этот виртуозный музыкант никогда не стоит на месте: он выступает сольно и с ансамблями, участвует в театральных и кинопроектах, играет с «Кронос-квартетом» и симфоническими оркестрами и постоянно добавляет в свой стиль новые краски. Но в одном он верен себе: в неизменной доверительности тона, в близости к аудитории.
Он начинает играть, шагая по зрительному залу, а когда поднимается на сцену, публика уже зачарована: такова сила и чистота внутреннего голоса кларнетиста Гиоры Фейдмана.
/фото jaanikirik.ru , radario.ru/