23 января состоится закрытие VI Рождественского фестиваля духовной музыки. В этот вечер на сцене Дома музыки — Академический Большой хор “Мастера хорового пения” (художественный руководитель и главный дирижер – Лев Конторович) и Национальный филармонический оркестр России (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков). В программе: Голованов (Избранные хоры a cappella), Чайковский (Симфония №6 си-минор, (“Патетическая”).
Шестой Рождественский фестиваль духовной музыки по традиции завершают художественный руководитель форума, народный артист СССР Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России и прославленный хор “Мастера хорового пения”. Из года в год маэстро и ведомые им коллективы представляют гостям фестиваля выдающиеся музыкальные произведения разных эпох, культур и церковных традиций, приобщая публику к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. На закрытии VI фестиваля прозвучат избранные духовные хоры a cappella Николая Голованова и “лебединая песнь” Чайковского – Шестая симфония.
Для Владимира Спивакова “Патетическая симфония” Чайковского – одно из наиболее любимых и самых важных музыкальных произведений во всей мировой литературе.
“Гениально-трагическая Шестая «Патетическая» симфония Чайковского требует конгениальности воплощения, или она становится “рядовой”, – пишет профессор Валентина Холопова. – У Спивакова она, что называется, переворачивает душу – в духе именно русской эстетической традиции… Здесь звучит жизнь в ее полном цветении: вальс изящен и певуч, а скерцо-марш полон остроумнейшей игры, энергии и радости взахлеб. Тем более впечатляющим становится провал к трагедии финала с его порывами отчаяния… В таком исполнении мало даже высочайшего таланта и великой традиции – тут говорит огромное человеческое сердце артиста”.
Композиторское творчество Николая Семеновича Голованова стало достоянием широкой общественности совсем недавно. Великий дирижер, работавший в Большом театре и в Большом симфоническом оркестре, трижды лауреат Сталинской премии, написал немало замечательной музыки, не предпринимая никаких шагов к ее исполнению. Значительная ее часть – духовные хоры (около 70), причем более половины из них написано в советское время – период гонений церкви. Так, Голованов оказался едва ли не единственным в СССР крупным музыкантом, который в течение более 30 послереволюционных лет создал много духовной музыки, не имея возможности ее услышать. Сегодня многие музыканты, в том числе маэстро Владимир Спиваков, исправляют эту историческую несправедливость.
“Заключительный вечер фестиваля поможет нам внести свою лепту в строительство храма Всех Святых в Страсбурге для растущей общины христиан из России, Беларуси, Украины, Молдовы, — говорит маэстро Владимир Спиваков. — Настоятель прихода Всех Святых игумен Филипп – представитель Московского Патриархата при Совете Европы – и я свято верим в то, что храм станет не только местом всеобщей молитвы, но и важным местом общения, точкой соприкосновения, сопричастности, которую необходимо найти каждому в нашем разобщенном мире”.