Радиостанция «Орфей» совместно с компанией «Юнипро» продолжает проект «Возрождаем наследие русских композиторов».
В этом сезоне герой проекта — Александр Мосолов, композитор-авангардист 1920-х годов.
В настоящее время идут репетиции коллективов РГМЦ к записи произведений композитора и к концерту. Кульминацией станет концерт 9 февраля 2017 г. в Колонном зале Дома Союзов. В программе неизвестные и редко исполняемые сочинения Александра Мосолова. Режиссер-постановщик – лауреат премии «Золотая маска» Иван Поповски. Дирижер – Сергей Кондрашев.
Выдающийся советский композитор Александр Васильевич Мосолов принадлежал поколению смелых новаторов, решительно порвавших со «старорежимными» традициями, открывших новые пути музыкального искусства. Его творческий путь отражает героические и драматические перипетии композитора Новой музыки в советской России.
Будущий композитор родился вместе с XX веком - веком машин и самолётов, телефонов и телевидения, предельной утончённости и беспредельной грубости. Уже в школьные года Мосолов повернул на дорогу «левого» радикализма в музыке, далекого от академического направления, с чем обычно связывается консерваторское образование. Окончив Московскую консерваторию в 1925 году кантатой «Сфинкс» (по Оскару Уайльду, для тенора, хора и оркестра), Мосолов быстро выдвигается в лидеры Новой русской музыки. В сентябре того же года он становится членом только что организованной Ассоциации современной музыки (АСМ), филиала Международного общества современной музыки.
На 20-е годы приходится крупнейший композиторский успех Мосолова. В 1926 году у композитора наметился новый стилевой поворот. Отойдя от традиционных жанров фортепианной сонаты, инструментальной миниатюры и романса, Мосолов создал шокирующие «антихудожественностью» текстов вокальные пьесы «Четыре газетных объявления (из «Известий» ВЦИКа)» (1926); а в 1926-27 — нашумевшую «урбанистическую», «конструктивистскую» оркестровую пьесу «Завод. Музыка машин», изображавшую работу современного промышленного предприятия в автоматическом ритме бездушных механизмов. Эффектная партитура привлекла внимание многих исполнителей как в СССР, так и за рубежом.
Но 20-е годы — также время роковых политических перемен, становления диктатуры Сталина, тотального и все усиливающегося наступления на культуру, осуществлявшегося сперва Пролеткультом, а затем «пролетарскими писателями» и «пролетарскими музыкантами», в частности, в журналах «Музыка и революция», «Пролетарский музыкант». Мосолова ругали за «хулиганское молодечество», «есенинщину», «идейный распад». В результате сделали вывод, что автор «слишком уж чужд всей нашей советской действительности».
Еще с 1927 года сочинения Мосолова перестали звучать, как прежде, с концертных эстрад СССР, его перестали печатать, в 1931 году «контрреволюционера» Мосолова сняли с работы в Радиоцентре.
Травля и репрессии оказали решающее влияние на изменение творческих принципов Мосолова. Примерно с 1930 года его музыка утрачивает «авангардную» дерзновенность замыслов, интонационную новизну и значительность. Постепенно композитор перестал заметно возвышаться над ординарным творчеством. Не способствовали возрождению могучего духа и последующие десятилетия. С «отклонениями гения» было покончено. Умер Мосолов, пережив свое 70-летие, 12 июля 1973 года.