«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин, опус 37.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл (письмо Бернарда не сохранилось). В декабре того же года в журнале « Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве.

При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил.

Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы 2 пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И.Главача , что было откликом на Балканскую войну. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

«Январь. У камелька.»
Эпиграф из А. С. Пушкина:

«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.»

«Февраль. Масленица»
Эпиграф взят из П. А. Вяземского:

«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.»

В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.

«Март. Песня жаворонка»
Эпиграф из А. Н. Майкова:

«В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны...»

«Апрель. Подснежник»
Эпиграф из А. Н. Майкова:

«Голубенький, чистый
Подснежник – цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...»

«Май. Белые ночи»
Эпиграф из А. А. Фета:

«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства вьюг и снега,,
Как свеж и чист твой вылетает Май!»

«Июнь. Баркарола»
Эпиграф из А. Н. Плещеева:

«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»

«Июль. Песня косаря»
Эпиграф из А. В. Кольцова:

«Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!»

«Август. Жатва»
Эпиграф из А. В. Кольцова:

«Люди семьями
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены,
От возов всю ночь
Скрипит музыка.»

«Сентябрь. Охота»
Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин):

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах;
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.»

Охота. Сентябрь. Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы.

Вспоминаются описания охоты в романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

«Октябрь. Осенняя песнь»
Эпиграф из А. К. Толстого:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...»

«Ноябрь. На тройке»
Эпиграф из Н. А. Некрасова:

«Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.»

«Декабрь. Святки»
Эпиграф из В.А. Жуковского:

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.»

«Святки». Декабрь. Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы.

В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла — «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Queentet Сергея Мазаева

Анна Ким – скрипка
Анна Пасько – скрипка
Анна Журавлёва – альт
Ольга Дёмина – виолончель
Сергей Гейер – контрабас
Сергей Мазаев – кларнет

Переложение для струнных и кларнета: Александр Мясников

Дирижер-репетитор: Андрей Дёмин

Запись и сведение: Александр Волков (студии №1 ГДРЗ, Москва)
Монтаж: Фарида Узбекова

Мастеринг: Майлз Шоуэлл, (студия «Эбби Роуд», Лондон)

Координация: Илья Мазаев Ирина Беспалова, Николай Козырев

Дизайн: Юрий Купер, по заказу ООО «Мазай коммуникейшенс», 2015 г.
Фото: Евгения Зинкевич

Исполнительный продюсер: Илья Мазаев


Издатель: Андрей Чеснов

www.queentet.ru
www.mazaycom.ru

ЛОГО Мазай © ООО «Мазай коммуникейшенс, 2015 г.

Информационные партнеры ЛОГО радио «Орфей»
ЛОГО «Интермедиа»


Каталожный номер для CD - CD140716-01
Штрих-код для CD - 4607142720795

Каталожный номер для LP - LP140716-01
Штрих-код для LP - 4607142720788

Вернуться к списку новостей