Большой театр второй раз за всю свою историю ставит Генделя. Премьера оперы «Роделинда» состоится 13 декабря. Но этот спектакль уже имеет свою историю: Большой вновь сотрудничает с крупным европейским театром и представляет совместную постановку – впервые она увидела свет рампы в начале прошлого года в Лондоне на сцене Английской Национальной оперы (АНО).

Первой и до сих пор единственной барочной оперой, поставленной в Большом театре (1979 г.), был «Юлий Цезарь в Египте» Георга Фридриха Генделя. Спустя тридцать пять лет, восполняя «барочный» пробел в репертуаре, Большой вновь обращается к творчеству Генделя. Выбор названия символичен: в XX столетии возвращение Генделя на театральные подмостки началось именно с «Роделинды».

Общепризнано, что это одна из самых красивых опер Генделя. «Роделинда» написана в период абсолютного расцвета его таланта, на самом пике творческой активности. В 1720-х годах он создает буквально один шедевр за другим.

В 1720-28 гг. Гендель руководит лондонским театром Королевская академия музыки. В это время он постепенно преобразует «барочную» модель театра с характерными для нее эффектными массовыми сценами, природными катаклизмами и обилием чудес, предлагая новое видение оперного театра. И «Роделинда» тому как нельзя более яркий пример: здесь нет ни сражений, ни торжественных процессий и фантастических видений. На смену внешним театральным эффектам приходят сильные страсти. Конфликт становится более камерным, персонажи – более сложными и противоречивыми.

Еще и тем интересна эта опера, что центральным ее персонажем Гендель делает женщину. Главные партии доставались героям-любовникам, легендарным полководцам и благородным королям, и исполнялись они певцами-кастратами, которые были первыми оперными звездами того времени. Но в «Роделинде» король-беглец (несмотря на обилие отданной ему невероятно красивой музыки) – персонаж довольно неоднозначный. А центром всей оперы является сильная, преданная, смелая и благородная королева.

Либреттист (а также композитор, виолончелист, импресарио) Никола Франческо Хайм переработал для Генделя уже готовое либретто, принадлежавшее перу Антонио Сальви (1710 г.), который, в свою очередь, вдохновлялся трагедией Пьера Корнеля «Пертарит» (1652 г.). При всем при том в основе «Роделинды» - хоть и сильно измененные, настолько, что, пожалуй, и узнать нельзя - лежат реальные исторические события (они описаны в «Истории лангобардов» монаха-бенедиктинца Павла Диакона).

Гендель взялся за сочинение «Роделинды» в декабре 1724 г., после двух крайне успешных премьер – «Юлия Цезаря» и «Тамерлана». И уже в январе следующего года она была готова. А в феврале (13-го) была впервые представлена на сцене. Главные партии исполняли звезды первой величины – Франческа Куццони (Роделинда), Сенезино (Бертарид), Андреа Пачини (Унульф) и Франческо Борозини (Гримоальд). Успех был ошеломляющим. Костюм главной героини – «вульгарное и неблагопристойное» платье из коричневого шелка с серебряной отделкой – породил новую моду среди молодежи, став, по свидетельству историка и писателя Хораса Уолпола, «общепринятым символом юности и красоты». В мае того же года (1725-го) Гендель решил впервые издать полную партитуру своей оперы (до этого выпускались только сборники арий или оперные либретто). «Роделинда» выдержала четырнадцать представлений, затем была показана еще в декабре 1725 г. и в мае 1731 г. А в 1735 г. была поставлена и за пределами Великобритании – в Гамбурге...

В XX столетии с этой оперы началось возвращение Генделя в мировой оперный репертуар. 26 июня 1920 г. «Роделинда» была представлена в Геттингене силами энтузиастов из Геттингенского университета (опера исполнялась на немецком, с купюрами и перестановками, все мужские партии были переданы «настоящим» мужским голосам – тенорам и баритонам). К концу 1920-х гг. «Роделинда» прозвучала во многих городах Германии, а в 1939 г. впервые вернулась на родину.

Наша нынешняя «Роделинда» также родом из туманного Альбиона. Это совместная постановка Большого театра и Английской национальной оперы (АНО). Свой взгляд на эту оперу представил один из самых востребованных британских режиссеров - Ричард Джонс. Премьера в АНО состоялась в 2014 г. Постановка была встречена с большим энтузиазмом.

«В Британии за последние несколько десятков лет было очень много радикальных и запоминающихся постановок опер Генделя, но среди них не было ни одной постановки Ричарда Джонса. Как ни странно, «Роделинда» в Английской национальной опере стала первой постановкой оперы Генделя, осуществленной этим режиссером в Соединенном королевстве. И такого спектакля стоило ждать!

У Генделя тиран-узурпатор Гримоальд раскаивается и возвращает королевство настоящему королю Бертариду, но жутковатый финал Ричарда Джонса предполагает, что новый режим будет не менее страшным.

Это и нуар-триллер, и сюрреалистическая черная комедия одновременно. Изобретательная декорация Джереми Герберта делит сцену на отсеки, позволяя нам видеть и преследователей, и их жертв, а постоянное хлопанье дверьми балансирует на грани между ужасом и фарсом». («Ивнинг стандарт»/«Evening Standard»).

Сам Ричард Джонс говорит о «Роделинде так: «Это судебная экспертиза для семи персонажей, которые оказываются в более чем экстремальных ситуациях, с очень тонким и изобретательным музыкальным языком. Опера о верности и преданности, но этим ее смыслы не ограничиваются – она и об эротической одержимости, и о воле и жажде власти, о садизме и мазохизме».

Дирижером-постановщиком в Большом стал маэстро Кристофер Мулдс, известный своими интерпретациями опер Генделя, Монтеверди и Моцарта (в Большом театре он дирижировал операми «Волшебная флейта» и «Дон Жуан»).

«Роделинда» собрала блестящий исполнительский состав. Заглавную партию исполнит российско-американская певица Дина Кузнецова, с успехом выступающая на ведущих мировых сценах, обладательница «чарующего голоса – теплого и богатого, с легкими верхами и настоящим темпераментом» («Фигаро»/ «Figaro»). В партии Бертарида – звезда мировой оперы контратенор Дэвид Дэниэлс. В партии злодея Гримоальда – один из самых известных британских теноров Пол Найлон. В партии Эдвиги выступит румынская певица Руксандра Донозе, частая гостья в таких театрах, как Королевская опера Ковент Гарден, Метрополитен-опера, Парижская национальная опера, Венская государственная опера. Партию Гарибальда, как и на премьере в АНО, исполнит баритон Ричард Буркхард (отмеченный английской критикой как за актерское мастерство, так и за вокал). Молодой контратенор Уильям Тауэрс занят в партии Унульфа. «Немую» роль сына Роделинды Флавия сыграет молодой британский актер Мэтт Кейси (он же исполнял эту роль на премьере в Английской национальной опере.

Премьерная серия представлений пройдет 13, 15, 17 и 19 декабря на Новой сцене.

 

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей