В Большом театре проходит фестиваль в честь Леонида Десятникова: бывший художественный руководитель театра отмечает 60-летний юбилей.

11 сентября на Новой сцене Большого была развернута фотовыставка "Сотворчество: Большой театр и Леонид Десятников", посвященная трем спектаклям театра, которые вызвала к жизни музыка Л. Десятникова (для двух она была написана специально по заказу Большого). Работа выставки продлится до 10 ноября.

«…Композитор, если он уцелел в новое время, должен стремиться прежде всего к совершенству, а не самовыражению. Говоря о совершенстве, я имею в виду всего лишь красоту и соразмерность пропорций» - Леонид Десятников.

Творчество этого композитора трудно подогнать под какие бы то ни было рамки. Его не отнесешь ни к «диссидентствующим авангардистам», ни к «советским конформистам», ни к «неофольклористам» (хотя при желании в его музыке можно обнаружить явные признаки и того, и другого, и третьего). В наше время, когда основная проблема композитора лежит в антиномии оригинальности и заимствований, автор «Детей Розенталя» - оперы о клонированных композиторах-классиках – возводит «неоригинальность» в основной творческий принцип («Чем больше это меняется, тем больше остается тем же самым»). По меткому замечанию Д. Ренанского, Десятников вовсе устраняет оппозицию «свое-чужое». Однако это далеко не идентично неоклассицизму Стравинского с его демонстративным отстранением художника от своих героев (есть в этом что-то от сальериевского «Музыку я разъял как труп»). Напротив, Десятников искренно верит в выбранные цитаты и аллюзии, что не только обеспечивает слушателям спасительные звукосмысловые «маячки» в мутных потоках современной академической разноголосицы. Убежденность автора передается и публике, которая отнюдь не утеряла способности к сопереживанию и охотнее идет за «банальной» эмоцией, нежели за холодным расчетом самого совершенного интеллекта.

До недавнего времени музыкальный театр нельзя было назвать магистральным направлением композиторской деятельности Леонида Десятникова. Однако именно последнее десятилетие отмечено его тесным сотрудничеством с Большим театром. Опера «Дети Розенталя», написанная в содружестве с Владимиром Сорокиным и поставленная Эймунтасом Някрошюсом в 2005 г. на Новой сцене, стала первым за тридцать лет произведением, сочиненным по заказу Большого театра. К камерной музыке композитора обращались музыканты Большого театра в рамках концертного абонемента «Большой в малом». В 2009-10 гг. Леонид Десятников был музыкальным руководителем ГАБТ. С 2008 г. на нашей сцене идет балет на музыку «Русских сезонов». Специально для Большого театра было написано еще одно сочинение - балет «Утраченные иллюзии». Так что вполне закономерно, что именно в Большом проходит фестиваль, посвященный 60-летнему юбилею композитора.

Фестиваль завершится балетом «Утраченные иллюзии» (29, 30 и 31 октября; 1 ноября) - одним из последних сочинений Л. Десятникова (премьера состоялась в Большом театре в 2011 г., хореограф Алексей Ратманский). Авторы балета модернизировали либретто В. Дмитриева, написанное для балета Бориса Асафьева (он был поставлен в Кировском театре во второй половине 1936 г., но продержался в репертуаре всего год). Балетное воплощение романа Бальзака об извечном конфликте «мечты и действительности», противопоставлении истинного и коммерциализированного искусства на фоне Парижа 1830-х гг., сцены балетных репетиций и спектаклей Grand Opera (фактически, внутри спектакля находятся два «балета в балете»), легендарное соперничество Марии Тальони и Фанни Эльслер – все это стало для композитора увлекательным «творческим заданием».

 

/фото bolshoi.ru/

 

 

Вернуться к списку новостей