Концерт вокальной музыки под ярким заглавием «Молодые оперные голоса России и Америки» прошел на сцене столичного Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Второй ведущий московский музыкальный театр присоединился к эстафете обмена творческим опытом и продвижения вокальной молодежи, которая началась в прошлом сезоне совместным концертом молодежных оперных программ Большого театра России и нью-йоркской «Метрополитен-оперы». В рамках этого проекта проходят не только концертные выступления – гораздо важнее то, что организованы занятия с педагогами, мастер-классы и прочие мероприятия, где молодым певцам возможно повысить свое мастерство.
В сопровождении оркестра Театра Станиславского под водительством Константина Орбеляна выступило семеро вокалистов – четыре солиста «Стасика» и трое американцев. Программа состояла сплошь из оперных шлягеров, что манко для широкой публики, но очень ответственно для поющей молодежи, ибо на популярном, всем известном материале отчетливо видны все плюсы и минусы их, прежде всего, вокальной школы, да и актерских возможностей. Звучали арии из «Сказок Гофмана», «Евгения Онегина», «Манон», «Фальстафа», «Кармен», «Трубадура», «Дон-Карлоса», «Хованщины», «Богемы», «Пиковой дамы», «Самсона и Далилы», «Порги и Бесс», «Страны улыбок». Открылся же концерт бодрой увертюрой из оффенбаховского «Орфея в аду» - номера, который маэстро Орбелян включает практически в любое свое выступление в российской столице: видимо, эта задорная музыка ему особенно по душе. Своей энергетикой она задала праздничный тон всему вечеру – несмотря на разный (хотя в целом достойный) уровень предложенного пения, на концерте царила приподнятая атмосфера.
Российские участники вечера в целом показались на родной сцене лучше своих заокеанских коллег. «Положил на обе лопатки» зал баритон Антон Зараев, вкусно исполнивший Балладу Томского: роскошь вокала сочеталась с великолепным артистизмом. Ксения Дудникова по-архиповски сдержанно, но выразительно исполнила Сцену гадания Марфы, совсем иной – чувственной и опасной – оказалась ее Далила, а в Заключительной сцене из «Кармен» сверкнули молнии бескомпромиссного характера героини – все три номера помимо высококлассного артистизма принесли удовлетворение по части вокальной оснащенности артистки, обладающей не только красивым, сочным голосом, но и впечатляющим мастерством.
По-своему хороши были сопрано Лилия Гайсина и тенор Александр Нестеренко: звонкий голосок первой был очарователен в Куплетах Олимпии, а у второго лучше получилось сольное высказывание Рудольфа, нежели Ленского – в русской арии иногда проскальзывала сипотца, пение несколько по слогам и не вполне уверенное пиано. Вместе сопрано и тенор исполнили дуэт из «Манон» и как показалась, если для Нестеренко это подходящая партия, то для легкого сопрано Гайсиной главная героиня несколько тяжеловата.
Среди американцев лидировал колоритный чернокожий баритон Реджинальд Смит, чей мощный, яркий голос оказался убедителен и в арии Форда, и в Сцене смерти Родриго, и в сложном дуэте из «Трубадура», но конечно наиболее органичен – в родной стихии, в залихватской песенке Порги «Oh, I got plenty of nothing». Тенор Доменик Армстронг порадовал спинтовым голосом приятного тембра, пониманием различных стилей (Бизе, Легар), но недоделанный верхний регистр, в котором певец периодически испытывает трудности, изрядно подпортил впечатление. Сопрано Сюзанн Винник спела лишь в дуэте из «Трубадура» и в большей степени запомнилась ярким переливающимся платьем розовых тонов, нежели собственно пением – в ее спинтовом голосе с претензией на драматизм еще очень много технических зазоров и в целом манера вокализации несколько простовата.
По традиции подобных мероприятий концерт завершился совместным исполнением всеми участниками проекта знаменитой песенки Денцы "Funiculì, Funiculà", своей энергетикой и шуточным задором логично замкнувшей арку позитивного настроения – ведь именно такой посыл был дан первым номером программы, канканирующим оффенбаховским «Орфеем». Праздник оперы, безусловно, состоялся.
Александр Матусевич
/Автор фото - Инна Островская/