Новая сцена Александринского театра и Фонд поддержки искусства «Камера Обскура» продолжают уникальный детский абонемент, посвященный современной академической музыке.
Откроет новый сезон мировая премьера — сочинение Бориса Филановского «Ход вещей». Композитор определяет жанр своего произведения как «опыты измерения времени музыкальными инструментами». Исполнит «Ход вещей» ансамбль современной музыки eNsemble под управлением Федора Леднёва. Видео для концерта создал Patrick K.-H.
Борис Филановский, композитор и ведущий эксперт абонемента «Школа новой музыки»: В 1987 году швейцарские художники Петер Фишли и Давид Вайс сняли фильм «Ход вещей» (Der Lauf der Dinge). Это почти 40-минутная цепочка последовательных событий типа «несчастный случай в лаборатории»: что-то горит, взрывается, падает, рвется, течет, растворяется, плавится, лопается. Словно сумасшедший профессор построил из отходов бессмысленную машину, которая делает что попало. В фильме нет никаких музыкальных звуков, но в то же время он очень музыкальный, потому что все события непонятным образом складываются в стройную форму, наподобие симфонии без единого инструмента. Наверное, так происходит потому, что очень разные физические и химические процессы делают лишь одно: измеряют время.
Я очень люблю фильм Фишли и Вайса. В моем «Ходе вещей» музыкальные инструменты предстают как живые метрономы или песочные часы: длина смычка или струны, продолжительность дыхания, скорость повторения, отзвук— у всего есть свое время, которое я постарался высвободить и показать как формообразующий элемент. Музыка — она вообще про течение и измерение времени; мы не замечаем этого, когда время течет и измеряется с помощью наших чувств. А в лаборатории можно отделить одно от другого и посмотреть, что будет. Или послушать.
Борис Филановский - композитор, музыкальный куратор, эссеист. С 2000 года — художественный руководитель ансамбля современной музыки eNsemble. Произведения Бориса Филановского заказывались/исполнялись на фестивалях «Территория», «Платформа», Maerzmusik, Klangspuren, Transart, Festival d’Automne Paris, Gaudeamus, Mikromusik. А также такими коллективами, как Schoenberg Ensemble, 2e2m, ensemble mosaik, KNM Berlin, Quatuor Diotima, Avanti!, Orkest De Volharding, Nieuw Ensemble, Slagwerk Den Haag. Сотрудничал как композитор и исполнитель с Теодором Курентзисом, Райнбертом де Леу, Натальей Пшеничниковой, Франсес-Мари Уитти, Арно Фабром, Борисом Юханановым, Дмитрием Волкостреловым.
Премьера сочинения Бориса Филановского открывает три месяца новой музыки на Новой сцене. В афише также:
27 октября. Год литературы в Александринском театре. Память, говори
Сочинения современных композиторов на тексты «Советских застольных песен» поэта С. Львовского. Московский ансамбль современной музыки и Наталия Пшеничникова (вокал)
29 ноября. Год литературы в Александринском театре. Новая русская литературы в новой русской музыке.
Сочинения композиторов В. Воронова, А. Королева, Д. Курляндского, Б. Филановского на тексты писателей В. Сорокина, В. Пелевина, А. Платонова. eNsemble, дирижер Федор Леднёв.
12-13 декабря. КОНЦЕРТ.РУ / CONCERTO.CH
Ensemble Phoenix Basel + eNsemble
/фотоthenewstage.ru/