В Москве, городе с репутацией одной из столиц классического балета и перманентного дефицита современного танца, открылся ежегодный фестиваль «Danceinversion». В этом году фестиваль переживает обновление - в число организаторов вместе с инициатором фестиваля - Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко вошел Большой театр, а к традиционным площадкам его проведения добавилась самая престижная - сцена Большого, которая предоставлена самым именитым участникам фестиваля.
Среди них - классик современного танца Каролин Карлсон, авторской труппе которой выпала честь выступить на сцене Большого первой. Каролин Карлсон – фигура легендарная, человек мира, точней – человек объединенной Европы: этническая финка, родившаяся в США, но перебравшаяся в Старый свет почти сорок лет назад, Карлсон стала знаковой фигурой европейского современного танца, в первую очередь, французского. В знаменитой Парижской опере она работала на эксклюзивной позиции «звездного балетмейстера» («этуаль-хореограф») на протяжении семи лет. За четыре десятилетия творческой работы в Европе Карлсон сменила множество мест прописки, среди которых был и Финский национальный балет, и знаменитая шведская труппа «Куллберг–балет», и театр «Ла Фениче» в Венеции, руководила секцией танца Венецианского биеннале, но осела все-таки во Франции. Десять последних лет Каролин возглавляла Национальный хореографический центр Рубе Норд-Па-де-Кале, а год назад на базе парижского театра «Шайо» наконец-то создала собственную труппу: компактную (всего семеро танцовщиков), мультикультурную (в труппе представители Италии, Японии, Америки, Франции), мобильную, не отягощенную декорациями, а оснащенную световой, видео и аудиоаппаратурой. На «Danceinversion»-2015 труппа Карлсон привезла свежий, прошлого года балет, с лаконичным названием «Now» («Сейчас»).
Принято делить балетные спектакли (а Карлсон создает именно спектакли) на сюжетные и бессюжетные, отделять балетный (невербальный) театр от драматического (вербального). Театр Карлсон под строгие границы не подведешь, ее постановки не назовешь сюжетными или бессюжетными, они скорей тематические и атмосферные, а внутри танцевальных спектаклей обязательно присутствует слово. Фестивальный спектакль - не исключение. Тема «Now» - тот самый «миг между прошлым и будущим», который и выстраивает жизнь любого человека – когда он делает выбор, принимает решения, действует. Карлсон, представляя свой новый балет, цитирует Далай-ламу: "Есть только два дня, которые ты не можешь изменить: вчера и завтра. Любить, верить, действовать и жить надо сегодня".
Тема улетающего, уходящего, текущего времени, времени действия соединяется с темой сиюминутности жизни сценического танца. Тематика, заявленная в названии спектакля, поддерживается музыкальными иллюстрациями (композитор - Рене Обри, постоянный сотрудник Карлсон) - с тикающим лейтмотивом - и сценографией (видеозадник - главный элемент сценографии спектакля - не один раз "включает" циферблат, то с обратным отсчетом времени, то с бегущей по кругу минутной стрелкой). Синхронный, задаваемый тикающим музыкальным ритмом танец двух женщин в начале балета, метафора суетливости нашего времени, к концу спектакля сменяется метафорой созерцания, когда кажется, время останавливается: женщины, лица которых обращены к небу, стоят на невидимых платформах, которые приводят в движение согбенные мужчины. Трогательная и чуть наивная иллюстративность метода Карлсон парадоксальным образом соединяется с метафизикой, уходом в философские обобщения - вечные истины, на которых строится человеческая жизнь: человек - часть природы, космоса, а его опора - семья, дом, природа.
Танцы Каролин Карлсон трудно назвать затейливыми, они просты, исполняются босиком, танцовщики не выворотны, что ограничивает их технические возможности, в хореографической лексиконе балетмейстера практически нет прыжков, разве что подпрыжки, нет и сложных вращений, но минимализм хореографии искупается энергией исполнителей и сценическим синтезом культур - искусства и поэзии, высокой эстетикой сценографии, светописи, визуальными образами и связывающей их в единое концептуальное пространство режиссурой.
Исполнители, впрочем, не только танцуют, но и говорят, шепчут, кричат, каждый на своем языке, а труппа Карлсон, напомню, интернациональна - для русского зрителя эта многоголосость спектакля важна не столько в смысловом, а скорей в эмоциональном аспекте: вместе с музыкой звуки человеческой речи создают неповторимую атмосферу спектакля.
Сценография - чуть ли не самый важный элемент конструкции спектакля Карлсон: тусклый, черно-белый, будничный, фотовидеозадник к концу спектакля буквально расцветает, а два полотнища, выброшенные с колосников, также объекты световой инсталляции, начинают просвечивать: как прекрасен этот мир, говорит нам спектакль Карлсон, он прекрасен каждый момент, сейчас и только сейчас он прекрасен как никогда.
Людмила Гусева
Автор фото — Patrick Berger.