Фестиваль Российского национального оркестра под успешным руководством маэстро Михаила Плетнёва, уже давно занял достойное место в музыкальных событиях Москвы. Ещё год назад было известно, что следующей осенью будет исполнена опера Дж. Россини «Семирамида» и оркестром, РНО, будет дирижировать легендарный маэстро Альберто Дзедда.
Столичные меломаны с особым политесом относятся к маэстро Альберто Дзедде. Человек-легенда, выдающийся итальянский дирижёр, музыковед, писатель, исследователь и интерпретатор творчества Дж. Россини, маэстро Дзедда не только вернул к жизни многие шедевры композитора, но и активно популяризирует их, исполняя по всему миру. Имя выдающегося музыканта тесно связано с Россиниевским оперным фестивалем в Пезаро, основателем которого он является.
Сегодня аббревиатуру РОФ можно встретить не только в Европе, но и в Америке, Японии и Китае, где открыты представительства этого знаменитого фестиваля. Каждое выступление маэстро Дзедды в Москве фактически приобщает любителей музыки к всемирно значимому явлению, каким стал этот знаменитый оперный фестиваль на родине Россини – в небольшом итальянском городке.
В сентябре этого года ожидания исполнились, и публике была представлена «Семирамида» в концертном исполнении на сцене столичного КЗЧ в рамках фестиваля РНО. В исполнении оперы принял участие хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова, один из лучших хоровых коллективов, руководителем которого является ныне Алексей Петров.
Состав солистов был по-настоящему интернационален. Так, титульную партию Семирамиды исполнила сопрано из Грузии Саломе Джикия, Арзаче – меццо-сопрано Вардум Абрамян из Армении, Идрено, царя Индии, - российский тенор Сергей Романовский, принца Ассура представил бас из Италии Паоло Пеккьоли, принцессу Азему – российская сопрано Надежда Гулицкая, верховного жреца Ороя – бас из Польши Даниэль Мирослав, Митран. Состав исполнителей оказался не только интернациональным, но и высокопрофессиональным.
Зрителям предстояло погрузиться в атмосферу древней страны Ассирии конца IX века до н.э., в период правления царицы Семирамиды. Знаменитая царица Ассирии не только славилась своей красотой, но и успешно вела завоевательные войны. С её именем связано одно из чудес света – «Висячие сады Семирамиды», хотя сведения об этом и появились спустя два века после кончины правительницы (и их достоверность оспаривается историками). Жизнеописание знаменитой царицы принадлежит древнегреческим авторам Ктесию и Диодору (I в. до н.э.). По одной из версий, Семирамида была причастна к отравлению своего мужа, царя Нина, чтобы завладеть троном.
Этот сюжет лёг в основу многих произведений литературы и искусства. Так, Вольтер написал трагедию «Семирамида» (1748), в которой главная героиня, недовольная правлением мужа и тем, как он обращается с ней, велит своему фавориту Ассуру отравить ненавистного царя. После совершённого злодеяния Семирамида успешно правит Вавилоном в течение пятнадцати лет, но затем её начинает мучить совесть. Ей является тень убиенного царя Нина. С одобрения призрака Нина, царица решает избавиться от Ассура и выйти замуж за молодого полководца Арзаса, который оказывается Ниниасом, сыном самой царицы Семирамиды, считавшимся погибшим. По злой случайности, Ниниас закалывает кинжалом Семирамиду, свою вновь обретённую мать. Царица перед смертью прощает его и благословляет на царство.
Трагедия Вольтера послужила основой одноимённой оперы Дж. Россини. В 1822 году композитор получил заказ для венецианского театра «Ла Фениче». К тому времени он был уже знаменитостью и автором 33 опер. Россини вместе со своей супругой, легендарной певицей Изабеллой Кольбран прибыл в Венецию: главная партия в новой опере предназначалась именно Изабелле, но стала последней в её карьере, так как вскоре певица потеряла голос и вынуждена была покинуть сцену.
Либретто написал Гаэтано Росси, постоянный либреттист «Фениче». Опера была написана композитором в кратчайшие сроки, и в феврале состоялась её премьера. Успех был огромный. По свидетельству современников, композитора вызывали множество раз. До дома его сопровождали тридцать богато иллюминированных гондол с музыкантами, исполнявшими популярные мелодии из его опер.
«Семирамида» - последняя опера-сериа, написанная Россини. В своём жанре, если говорить о музыке, эта опера является одним из лучших образцов. Музыкальный текст содержит большие ансамбли, хоры, грандиозные массовые сцены, значительно возрастает роль оркестра. Все вокальные партии в «Семирамиде» отличаются изысканной виртуозностью, мелодической красотой. Опера принесла композитору мировую славу. После итальянской премьеры это произведение было представлено на лучших сценах во Франции, Германии, позднее шла в России, Мексике, Южной Америке, Португалии. Композитору было тогда всего тридцать три года, а слава его, по словам Стендаля, ограничивалась только пределами цивилизации.
В исполненной на сцене КЗЧ опере, в соответствии с либретто, действие разворачивается и в древнем Вавилоне, и в великолепном храме Бела, и в интерьерах индийского храма, а также в усыпальницах царей. Грозные силы природы сопутствуют развивающимся событиям и даже возникают мистические эффекты, подобные явлению тени царя Нина. Все эти события и обстоятельства сообщаются зрителям на экранах в титрах по обеим сторонам сцены, а дальше всё зависит от способности к воображению самих зрителей. Тем не менее, такие тексты на экранах помогали зрителям понимать смысл исполняемого грандиозного сочинения.
Воображение зрителя требовалось и при появлении главной героини, величественной царицы Семирамиды – Саломе Джикии, воительницы, властительницы многих сердец. В достаточно открытом современном информационном пространстве, сложившемся благодаря развитию интернета, сформированы высокие стандарты, предъявляемые к исполнению таких знаменитых партий, какой является партия титульной героини этой оперы. Требования возрастают и в связи с концертной версией: представляется, что в этом случае особенно должны учитываться интересы зрителя при подборе исполнителей. Очевидно, что недостаточно только чисто и точно в вокальном отношении исполнить партию, как это было в данном случае. Важную роль играет сценическая интерпретация характера персонажа.
В этом отношении приятной альтернативой явилась партия Арзаче в исполнении меццо-сопрано Вардуи Абрамян. Певица, обладательница красивого, объёмного, подвижного голоса в сочетании с насыщенной сценической интерпретацией характера своего героя, приковала внимание зала, покорив зрителей достоверностью трактовки партии.
В такой же «системе координат» провёл партию Ассура, принца из рода Бела, бас Паоло Пеккьоли. В своём исполнении певец обращался к залу, повествуя о перипетиях в судьбе своего героя, и находил поддержку и понимание зрителя. Можно говорить о том, что в вокальном отношении исполнитель не идеален как россиниевский певец, но как интерпретатор артист был убедителен.
Есть нечто общее в сценических приёмах Вардуи Абрамян и Паоло Пеккьоли. В таком трудном жанре, как концертное исполнение сложнейшей оперы, их объединяло обращение к залу, умение малыми средствами обрисовать характер своего персонажа, взаимодействие с партнёрами, т.е. владение тем арсеналом сценических средств, которые позволили артистам прожить жизнь персонажей на сцене. Помогало и то, что эти артисты не были статичны.
Тенор Сергей Романовский, представший в образе Идрено, царя Индии, оказался в плену вокальных трудностей исполняемой партии, которые он преодолел, но по-разному. Сосредоточенность на вокальном тексте партии не позволила певцу в полном объёме использовать запас изобразительных средств для раскрытия характера своего героя.
Надежда Гулицкая уверенно исполнила партию принцессы Аземы, представив свою героиню в гамме переживаемых эмоций.
Исполнители партий Ороя, верховного жреца - Даниэль Мирослав, Митрана, начальника царской гвардии – Тимофей Дубовицкий, тени царя Нина – Дмитрий Орлов были в рамках соответствия исполняемым партиям, создавая надёжный фон всему произведению.
«Семирамида» на сцене КЗЧ, безусловно, явилась ярким событием в музыкальной жизни Москвы и доставила огромное удовольствие слушателям: публика горячо благодарила всех, но особенно тепло маэстро Дзедду.
Примечательно, что особой благодарности от самого Дзедды удостоился музыкальный ассистент дирижёра Денис Власенко. Он получил бесценный дар – партитуру оперы Дж. Россини «Семирамида» с дарственной надписью, которая гласит: «Моему дорогому другу и талантливому коллеге Денису Власенко с пожеланием дирижировать много раз этой прекрасной оперой “нашего” Россини. Альберто Дзедда».
Надо сказать, опера длилась почти пять часов, и зрители, выйдя на улицу, не увидели красочно иллюминированных гондол, как это было в Венеции, а оказались в стихии тёмных московских улиц. Представляется особенно достойным восхищения терпение тех зрителей, которые остались до конца представления.
Людмила Краснова