Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля открыл сезон 2015-2016 премьерой оперы «Трубадур» Джузеппе Верди. По словам директора театра Рауфаля Мухаметзянова, «оперный театр уровня Казанского обязан иметь в своем постоянно репертуаре оперы первого ряда, а именно к таким относятся произведения Джузеппе Верди и среди них, несомненно, «Трубадур». Вообще-то, «Трубадур» и ранее был в репертуаре этого театра, но его предыдущая режиссерская версия, с нарочитой актуализацией происходящего на сцене, максимально приближенная к нынешнему времени, пришлась не по вкусу взыскательным казанским меломанам. А им есть с чем сравнивать и чем гордиться: театр ежегодно дает более ста спектаклей, среди которых шедевры оперной классики и немало современных сочинений, он регулярно гастролирует с огромным успехом на знаменитых европейских подмостках, проводит два престижных фестиваля – имени Шаляпина и Нуриева, которые недавно были запатентованы как международный «бренд».
Для новой постановки «Трубадура» театр пригласил американского оперного режиссера Ефима Майзеля. Уроженец Риги, он начинал свою режиссерскую карьеру в СССР, а затем продолжил ее в США, ставя на ведущих оперных сценах Европы и Америки. Последние 18 лет он регулярно сотрудничает с «Метрополитен-оперой» (которая, кстати, также открывает свой нынешний сезон «Трубадуром»!).
Майзель тоже переносит события оперы из средневековья ближе к нам по времени, но делает это с большим тактом, сохраняя весь поразительный по своей мощи эмоциональный мир героев Верди. В этом его несомненными и верными собратьями по замыслу стали и музыкальный руководитель постановки Василий Валитов, и художник-постановщик Виктор Герасименко (оба из московской «Новой оперы»), и художник по костюмам Виктория Хархалуп, и специалист по компьютерной графике Даниил Герасименко, чьи впечатляющие проекции еще более нагнетают драматическую атмосферу спектакля.
Хотелось бы особо отметить слаженность и гибкость хора (хормейстер Любовь Дразнина) и оркестра, чутко реагировавших на каждый жест дирижера, который уверенно и свободно создавал это сложнейшее музыкально-сценическое полотно.
Во многих современных оперных театрах мы наблюдаем последнее время тенденцию, когда вся ставка в спектакле делается на одну-двух звезд. Очень радостно отметить, что в этом спектакле руководство театра пошло по куда более достойному пути, когда и первый и второй составы исполнителей абсолютно равноценны. Более того, редко приходится слышать столь ровные по вокальным данным и профессиональному уровню певцов. Анна Принцева (Леонора) порадовал нас в первый вечер, а Марина Нерабеева – во второй. Хороши были и оба Манрико – Георгий Ониани и Ахмет Агади (участвовавший и предыдущей постановке «Трубадура» на этой сцене). Дина Хамзина и Оксана Давиденко в одинаковой степени были великолепны в партии цыганки Азучены, а Эвез Абдулла и Юрий Ившин наполнили образ графа ди Луна яркими вокально-сценическими страстями. И хотя против фамилии почти всех из них стоит название одной из европейских стран, все они выходцы из постсоветского пространства.
Ефим Майзель утверждает в своем «кредо» спектакля, что трагедия предопределена до событий, описанных в опере, что этот круг насилия и жестокости начался еще со старшего поколения, лишь упоминаемого в тексте либретто, – старого графа ди Луна и старой цыганки, матери Азучены. Он вводит в канву спектакля еще два бессловесных образа-тени этих персонажей, которые своим появлением привносят дополнительный трагический аккорд.
Нельзя не отметить и реакцию публики, которая «проголосовала ногами» против предыдущей постановки. Заполненные места во всем огромном зале, аплодисменты после исполнения той или иной арии, несомненное знание музыкального текста, благоговейная тишина в паузах - и поразительное единодушие в овациях в конце.
25-27 сентября состоялись три премьерных спектакля оперы Джузеппе Верди «Трубадур» в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, принеся коллективу заслуженный успех. А те, кто не смог попасть на спектакль в этот раз, получат дополнительную возможность в конце января.
Йосси Тавор
/фото kazan-opera.ru/