В августе Александр Журбин отпраздновал свое семидесятилетие: этой знаменательной дате еще будет посвящен целый фестиваль его музыки в Москве, где прозвучит «весь Журбин» - не в смысле «исчерпывающей антологии творчества», что попросту немыслимо, ибо в творческом портфолио мастера огромное количество произведений, а в плане репрезентативности – можно будет услышать разного Журбина, его достижения в самых разных жанрах и направлениях музыкального искусства.
В пору творческой зрелости маэстро ворвался на боевом коне и во всеоружии: только этим летом он одарил столичную сцену двумя замечательными театральными опусами – в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского в июне прошла мировая премьера его оперы «Мелкий бес» по Федору Сологубу – произведения яркого, емкого, глубокого и при всей неприглядности сюжета по-оперному красивого, а в конце июля на окраине столицы, в Музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва был представлен новый мюзикл Журбина – «Недоросль» по без преувеличения хрестоматийной комедии Дениса Фонвизина. Его театр на Рязанском проспекте играл весь август, им закрывал свой 28-й сезон.
Журбин – признанный классик мюзикла: если про его опыты в строгих академических жанрах кто-то из высоколобых пуристов еще может попытаться сказать что-то нелицеприятное, то в отношении мюзикла всякая критика смешна и бессмысленна. Журбин чувствует этот мир, его пульсацию, его законы стопроцентно, оттого его мюзиклы получаются столь живыми и увлекательными – в них всегда много музыки, которую уносишь с собой, которую хочется напевать, с которой не хочется расставаться. Мелодическое богатство, оркестровая выдумка и бесспорное драматическое чутье делают ткань произведения динамично развивающейся, абсолютно живой субстанцией, в которую зритель-слушатель погружается с макушкой. Не стал исключением и «Недоросль»: великое произведение о злободневных до сих пор (!) проблемах российского бытия было мастеровито перекроено для нужд музыкальной сцены талантливым либреттистом Львом Яковлевым, но главное достижение все же – у композитора, ибо ему удалось найти такие интонации, такие мелодические обороты и ходы, такое умелое сочетание контрастов, что три часа пролетают в легкую, а ты сживаешься, срастаешься с героями Фонвизина – Журбина и не хочешь покидать театра…
Кстати, о театре. Не скрою, что несмотря на солидную историю длиной почти в три десятилетия, для меня до этой премьеры Театр Чихачёва был абсолютной terra incognita: по разным причинам, и не только в силу географической удаленности. Оказалось, совершенно напрасно: ярчайшие впечатления подарили артисты этого коллектива в памятный августовский вечер, которые бесспорно будут посильней многих и многих, вынесенных со спектаклей куда более «центральных» театров столицы. В условиях, мало приспособленных для настоящего творчества (спектакли играются не на сцене, которая уже много лет находится на реконструкции, а в не слишком просторном фойе) рождается настоящее театральное чудо – живой и увлекательный, интересный в каждую минуту своего существования спектакль. Согласитесь, такое встречается далеко не всегда и не везде!
На крошечном пятачке Геннадий Чихачёв в содружестве с художником Татьяной Миртовой помещает грандиозную усадьбу Простаковых с господским домом, голубятней, где прячется от маменькиных забот Митрофанушка, мостом через речку, и тут же, на заднем плане – силуэты Петербурга, шпиль Петропавловки – невероятно, но все это сумели вписать в совсем немасштабную кубатуру фойе. Ярко гротескны, как и положено в столь «обличительной» комедии костюмы Елены Бочковой – отрицательные персонажи предстают зрителю во всей своей неприглядности. Авторы спектакля придумали удачный ход – это не просто комедия Фонвизина, положенная на музыку, сюжет «закручен» куда более лихо: сама Екатерина Великая читает «пиесу», маясь необходимостью принять решение о ее допуске на императорскую сцену – в процессе «читки» оживают картины на страницах рукописи, и вот мы уже все вместе с царицей смотрим смелый, социально обостренный водевиль. Как deus ex machine Екатерина войдет в пространство спектакля в ключевой момент, и она же примет в итоге иезуитское решение о судьбе комедии – сыграть один раз, а потом разобрать ни больше, ни меньше, сам театр, где пройдет премьера – чтобы и духу от этой неудобной сатиры не осталось…
Спектакль полон ярчайших актерских работ, выделить кого-то, значит обидеть остальных, поскольку сильны и отдельные работы, великолепен и ансамбль в целом. И все же невозможно умолчать о феерической Простаковой маститой Людмилы Полянской, чья энергетика берет зрителя в плен сразу, или о самом что ни на есть естественном Митрофане (именно таким почему-то мне всегда и представлялся этот маменькин недотепа) юного Сергея Каныгина. В отличие от многих прочих «мюзикловых» сцен Москвы у Чихачева музыка действительно живая – настоящий, очень профессиональный оркестр под водительством маэстро Владимира Яновского, пение без микрофонов, при этом вокал иных партий (например, императрицы Екатерины) весьма серьезен (с ним, в частности, уверенно справляется Анна Альт). Огромную роль играет в спектакле хореографическое начало (какой мюзикл без танца!) – удачная работа балетмейстера Екатерины Фомичевой, сумевшей органично вплести танцевальные эпизоды в ткань повествования.
Создателям спектакля удалось сделать действо для всех – здесь и дидактика, необходимая для воспитания подрастающего поколения, и почти философские «думы о России», о ее судьбе, перекличка с днем сегодняшним (бичует и еще как! – надо быть слепым, чтобы не разглядеть), мимо чего точно не пройдет аудитория постарше. Мюзикловая рама делает восприятие легким, но на самом деле произведение – сложное, многослойное, со смыслами и подтекстами, глубина каковых порой просто поражает. Работа Журбина и чихачёвцев в очередной раз доказывает, что отечественная традиция мюзикла жива и весьма здравствует, а пресловутый «русский мюзикл» не нуждается ни в «создании», ни в «возрождении» (как о том иногда любят громко говорить некоторые) и уж тем более не собирается сдавать позиций заокеанскому собрату.
Александр Матусевич
/фотограф Алексей Андропов/