Зададимся вопросом: много ли в мировой истории было правителей, политических деятелей, чиновников высокого ранга, скажем так, - музыкально ориентированных? Нет, не просто меломанов – таких, как раз было предостаточно, причем среди политиков самого разного «политического кредо» и «методов руководства»: сразу вспоминается, что любовь к прекрасному, к вечной гармонии музыки, никоим образом не удерживала некоторых из них (если не многих) от деяний, плохо «рифмующихся» со столь возвышенным искусством. Гитлер преклонялся перед Бетховеном и Вагнером, Сталин обожал русскую классическую оперу, а Муссолини – итальянское бельканто, Нерон любил петь сам, а Иван Грозный и Фридрих II неплохо сочиняли. Вопрос в другом: много ли было таких, в политической линии которых вопросам музыкального образования и просвещения, распространения музыкальной культуры уделялось бы значительное место?
Точный ответ на вопрос требует отдельного исследования, и что бы не быть голословным, автор этих строк, подобного исследования не проводивший, от однозначного ответа воздержится, однако, посмеет предположить, что даже у самых просвещенных правителей и политиков вопросы музыкального развития общества локализовались где-то на периферии их интересов – например, литературе, или архитектуре, или живописи везло в этом смысле гораздо больше.
Не являются исключением и современные политики. Возьмем, к примеру, Германию, страну, которую у нас принято почитать в качестве образчика музыкального образования и просвещения, где все бюргеры, согласно расхожим в России представлениям, поют в многочисленных любительских хорах почти профессиональног
Певица Галина Вишневская: «В Германии – в каждой деревне оперный театр – просто что-то невероятное! Немцы любят музыку, ничего с ними не поделаешь – и вот им хочется, чтобы и в их маленьком городке была опера. С одной стороны это прекрасно, с другой – порождает спрос на вокал любого уровня. Невозможно в маленькой стране держать пятьдесят оперных театров и ежевечерне наполнить их пятьюдесятью первоклассными составами солистов. Ясно, что их нет, и никогда не будет. Поэтому в таких театрах востребованы недоученные или плохо обученные певцы, с посредственными голосами, только что едва закончившие консерватории, в том числе и наши соотечественники в большом количестве. Поют очень много, часто на износ, за не слишком высокую, но стабильную зарплату… Отсюда снижение стандарта – уже не стоит вопрос о качестве певца, лишь бы он вообще был, чтобы петь репертуар в этих многочисленных «деревенских» операх. А то, что публика слушает суррогат вместо пения – это же не проходит даром. Даже если слушатель не слишком большой знаток, встреча с таким с позволения сказать искусством оставляет в его душе след и воспитывает вкус. Отсюда и снисходительност
Композитор Андрей Тихомиров: «В ХХ столетии прервалась линия преемственности между поколениями композиторов и, если можно так выразиться, поколениями стилей. Современники Брамса, слушая его музыку, явственно ощущали ее родство с творчеством Шуберта и Бетховена… Слух улавливает знакомые гармонии, интонации, мы понимаем, о чем эта музыка с нами разговаривает. Но представьте себе, что человек приходит на концерт, в программе которого на равных исполняются произведения Бетховена, Чайковского и, допустим, Булеза. То, о чем ему говорят Бетховен и Чайковский, слушатель поймет, а вот смысл «речи» Булеза с большой долей вероятности будет ему недоступен. И люди, даже обладающие хорошим культурным багажом и привычкой регулярно слушать академическую классику, задаются вопросом: что это такое? Музыка ли вообще? Звуки, которые они слышат, никак не связываются в голове со словарем предшествующей музыкальной эпохи. Мало того, они не связаны и с музыкальным, то есть интонационным и ритмическим словарем эпохи нынешней. Конечно, делается много попыток приучить слух любителей музыки к этим звучаниям. Германия, например, щедро финансирует «новую прогрессивную музыку», так как поддержка художественных направлений, приверженцы которых пострадали от нацизма, была объявлена после Второй мировой войны важным инструментом денацификации германского общества. Но, несмотря на все усилия, музыка этого типа почти повсеместно продолжает существовать в «резервациях» специализированн
Излишне добавлять, что корректировать эти «странности» немецкой культурной политики никто и не собирается. Тем удивительней, когда встречаешь совершенно другой подход к музыке, музыкальному образованию и просвещению, при чем ни где-нибудь, а у нас, да еще и не в столицах, а в далекой-далекой российской провинции.
Впрочем, для человека музыкально ориентированного
Таким образом, по мысли Николаева, музыка должна вернуться на свое законное место одного из столпов академического образования (помните, в средневековом университетском квадриуме она занимала свое почетное место, наряду с арифметикой, геометрией и астрономией?) и формирования гармоничной личности. Говорят, что, таким образом, Якутия вслед за Японией становится столь музыкально ориентированным краем – где урок музыки более не пасынок школьной программы. Идея замечательная, но как ее реализовать на практике? Ведь не секрет, что дело это трудное: достаточно вспомнить непростую судьбу системы Кабалевского в нашей стране, усиленное внедрение которой в советские годы, несмотря на безусловный позитив оной (не во всем, но во многих своих составляющих), не принесло желаемого результата.
Именно для того, чтобы обсудить все остроактуальные вопросы в области всеобщего музыкального образования вновь по инициативе Николаева в Якутске в конце августа собрался не больше, не меньше – Второй международный конгресс «Музыка для всех» на самом представительном уровне. Его организаторами выступили два республиканских министерства – культуры (министр Владимир Тихонов) и образования (министр Феодосия Габышева), проводился он под эгидой ISME – Международного общества музыкального образования Международного музыкального совета ЮНЕСКО (его представляли президент Шейла Вудворд и президент российской секции Валерий Брайнин). Из Москвы, Петербурга, европейских стран прибыли известные ученые и практики в области музыкального образования, известные артисты. Форум украсили такие имена как Владислав Пьявко, Дина Кирнарская, Эдуард Абдуллин, Михаил Казиник, Нина Бергер, Ольга Сапрыгина, Альваро Гиберт и многие другие.
Помимо встреч и заседаний в рамках конгресса происходило, пожалуй, самое ценное – многочисленные мастер-классы, когда педагоги-практик
Прекрасным дополнением будней конгресса и живой иллюстрацией силы музыки стала концертная программа последней августовской недели в Якутске. На различных площадках города (площадь Ленина – центральная площадь города, оперный театр, филармония, концертный зал детской школы искусств и пр.) выступали как маститые музыканты (скрипачи Михаил и Борис Казиники, пианист Вячеслав Зубков, якутские оперные певцы Зинаида Колодезникова и Матрена Семенова, оркестр Якутской филармонии им. Г. М. Кривошапко под управлением дирижеров Рашида Скуратова и Павла Васьковского, струнный квартет «Arco Arctico» и др.), так и многочисленные детские коллективы и отдельные солисты, а также участники мастер-классов, многие из которых овладели теми или иными музыкальными навыками именно за неделю якутского конгресса и с удовольствием продемонстрирова
Без преувеличения конец лета, короткого сибирского лета, в Якутии был ознаменован торжеством прекраснейшего из искусств – музыки. Конгресс дает очевидную надежду на возможность гармоничного развития общества посредством гармоничного развития человеческой личности с самого раннего возраста, ключом к чему является музыка. И это понимают в Якутии, понимают в ее политическом руководстве – не фантастика ли это? Или воистину – свет надежды?
Александр Матусевич