Оперный фестиваль ROF-XXXVI прошёл, как всегда, в августе на родине Джоаккино Россини в Пезаро, родном городе композитора. Программа фестиваля, подобно меню грандиозного пиршества, готовится за много дней до события. Разумеется, концепция предстоящего фестиваля всегда обсуждается. Главным автором программы является художественный руководитель ROF, всемирно известный маэстро Альберто Дзедда, основатель фестиваля, признанный исследователь и интерпретатор наследия великого Дж. Россини. Соавтором в художественной части программы уже много лет выступает генеральный директор ROF, маэстро Джанфранко Мариотти. Фестиваль, существующий уже более тридцати шести лет, стал уникальным явлением в мировой музыкальной культуре нашего времени.
По словам маэстро Дзедды, ROF – это, в основном, история подлинно коллективного путешествия, участники которого, вместе с аудиторией поклонников, заново открывают для себя забытые шедевры Россини.
Достижением фестиваля, как говорит Дзедда, стала, на самом деле, особая атмосфера, которая стимулирует работу на сцене и за кулисами. В конечном счёте, всё это передаётся зрителям в напряженной атмосфере солидарности, которая связывает воедино художников, музыковедов, рабочих, техников и организаторов, каждый из которых чувствует себя главным героем уникального, редкого культурного приключения, каким является ROF.
Спустя годы, продолжает маэстро Дзедда, стало ясно, что ROF способствует восстановлению забытого в наследии Дж. Россини. Стратегия ROF предполагала с самого начала своего существования открытие неизвестного Россини. Здесь необходимы исследования, требуется систематическое изучение проблем, связанных с возвращением произведений Россини современной аудитории. Решение поставленных задач программировало создание места для дискуссий, исследований, а также для обсуждения идей и проектов. Таким местом стала Академия «Россиниана». В рамках Академии «Россиниана» постоянно действует семинар по проблемам интерпретации произведений Россини. Исследования специалистов направлены на профессионалов в области индустрии развлечений.
Важнейшей задачей, стоящей перед Академией «Россиниана» в вопросе сохранения наследия, передаче новому поколению исполнителей традиций, является подготовка певческих кадров для мировых оперных сцен.
В ежегодных программах ROF Академия «Россиниана» по традиции представляет оперу «Путешествие в Реймс». Отбор претендентов на исполнение партий в этой опере, на обучение, всегда был и остается очень строгим. Цель Академии состоит в подготовке молодых певцов, владеющих навыками исполнения произведений Россини, в конечном итоге, на овладение стилем этих произведений.
Фестиваль может гордиться длинным списком неизвестных произведений Россини, возвращённых на сцену. Каждое из них приветствовалось критиками и зрителями и определялось как подлинное событие в культурной жизни страны. В этом списке «Путешествие в Реймс», «Магомед II», «Дева озера», «Моисей в Египте»», «Армида», «Матильда ди Шабран» и десятки других забытых произведений, которые были восстановлены в Пезаро.
Что обещали
За многие годы своего существования фестиваль выработал оригинальную формулу представления публике музыкальных произведений великого композитора в разных жанрах. Так было и в этом году. На суд зрителя были вынесены три оперы: «Сорока – воровка», «Газета» и «Счастливое недоразумение». Кроме того, обязательным пунктом программы фестиваля, как всегда, была опера «Путешествие в Реймс», которую представили выпускники текущего года Академии «Россиниана». Это, своего рода, выпускной экзамен для них.
В разделе программы «Концерты бельканто» предлагалось услышать меццо-сопрано Кьяру Амару, сопрано Ольгу Перетятько и баритона Николо Альямо. В программу этого года также вошли два грандиозных сочинения Дж. Россини для хора, солистов и оркестра: «Месса ди Глория» и «Стабат Матер».
Что исполнили
Исполненные в рамках фестиваля оперы «Сорока-воровка» и «Счастливое недоразумение» не были новыми постановками. Так, первая была представлена в постановке 2007 года. Это совместное производство с фондом «Арена ди Верона». Опера «Счастливое недоразумение» предстала в постановке аж 1994 года, автором которой является знаменитый режиссёр Грэм Вик. Опера «Газета» была показана публике в новой постановке режиссёра Энрике Маццола. Во всех трех оперных спектаклях участвовали представители русской исполнительской школы. Это и Лена Белкина (меццо-сопрано), уроженка Украины, и Нино Мачаидзе (сопрано) родом из Грузии, и Максим Миронов (тенор), уроженец Тулы, ученик профессора Дмитрия Вдовина.
В фестивале принимали участие не только отечественные певцы: 12 августа состоялся успешный дебют на сцене Театра Россини российского дирижера Дениса Власенко. Он блестяще провёл спектакль «Счастливое недоразумение». Это был настоящий Россини – четкий, звучный, переданный множеством нюансов в великолепном ансамбле с первоклассными певцами, бесконечно гармоничный и ясный. Временами складывалось впечатление присутствия на серьёзном музыкальном конкурсе, когда определялись явные доминирующие признаки превосходства русской исполнительской школы, будь то вокал или дирижёрское искусство.
В соответствии с программой фестиваля, 15 августа состоялось одно из главных событий ROF-2015. Со сцены "Адриатика Арена" прозвучала «Месса ди Глория» и «Смерть Дидоны» для хора, солистов и оркестра. Состав исполнителей был, пожалуй, лучшим из всех возможных. Судите сами: партию тенора исполнил Хуан Диего Флорес, партию меццо-сопрано Виктория Яровая, сопрано - Джессика Пратт, бас - Мирко Палацци, второй тенор - Демпсей Ривера, хор Театра Болоньи под управлением маэстро Андреа Фаидутти, Филармонический оркестр «Джоаккино Россини», дирижер Донато Рензетти.
Обращаясь к этому музыкальному действу, центральной фигурой видится, безусловно, тенор Хуан Диего Флорес. Можно говорить о его уникальных вокальных данных, о его безупречной технике, но в концерте, о котором идёт речь, певец поразил более всего глубоким проникновением в смысл исполняемого шедевра. В такие редкие моменты идеального сочетания всех компонентов музыкального исполнения зрители становятся соучастниками происходящего, приобщаясь к чуду. Как бы утверждая сказанное, в момент исполнения разразился мощный ливень, неистово барабанивший в металлическую крышу зала. Звуки небесных струй совпали с ритмом исполняемой музыки. Это было незабываемо!
Концерты, обозначенные в программе ROF как «Концерты бельканто», обычно проходят в консерватории, основанной композитором и носящей его имя. На этих концертах предлагаются зрителям программы в исполнении знаменитых россиниевских певцов. В этом году это была меццо-сопрано Кьяра Амару, итальянская певица, участвующая в постановках ROF с 2011 года. Ею была исполнена программа из произведений Россини, Доницетти, Тома, Мейербера, Массне. Обладательница красивого, объёмного меццо-сопрано, Амару продемонстрировала не только совершенное владение вокальной техникой, но и незаурядный артистизм в интерпретации заявленных в программе произведений. Заслуженный успех у публики Амару разделила с Кармен Санторо, прекрасным аккомпаниатором и педагогом-репетитором.
Настал черёд концерта сопрано Ольги Перетятько. Случилось это 19 августа в концертном зале Педротти консерватории. Партию фортепиано исполнял маэстро Джулио Заппа. Была исполнена уникальная программа из произведений русского и итальянского бельканто. Открылся концерт каватиной Людмилы из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Затем последовала ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, а также серия романсов. Завершила цикл произведений русских композиторов ария Снегурочки из одноименного оперного шедевра Римского-Корсакова. С. Рахманинов был представлен в программе концерта романсами «Сирень», «Вокализ», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица». Каждая ария, каждый романс были встречены публикой с огромным энтузиазмом, продолжительными овациями, криками «браво».
Вторую часть программы музыканты посвятили Дж. Россини. Певица прекрасно исполнила арии из опер «Путешествие в Реймс» и «Семирамида». Но на этом концерт не закончился. Последовали щедрые бисы. В этой части концерта зрители услышали и другие шедевры европейской и русской классики. Это был и знаменитый вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, и «Соловей» А. Алябьева, и ария Розины из «Севильского цирюльника» и другие яркие сочинения мировой вокальной классики.
Что можно сказать об исполнении? Тут приходят только высокие эпитеты: превосходно, бесподобно, уникально. Голос Ольги Перетятько – красивое, мощное, гибкое сопрано – поражал виртуозной техникой, завораживал беспредельными возможностями в создании образов. К примеру, в арии Шемаханской царицы было столько восточной неги, сказочности – это под силу только большому музыканту и зрелой актрисе! Ария Снегурочки прозвучала с какой-то хрустальной прозрачностью и, в то же время, с предчувствием истаивания! Это было щемяще-прекрасно! В романсе С. Рахманинова «Сирень» певица передала и прохладу утра, и осязание капель росы, и своё упоение красотой мира! Каждая ария, каждый романс, исполненный в этом концерте, заслуживают отдельного разговора. Да, артистка предстала в этой программе как тонкая художественная натура, владеющая мастерством и способная передать многообразные оттенки человеческих чувств.
Особая роль принадлежит в концерте пианисту Джулио Заппе. Своим аккомпанементом он создавал сказочные, волшебные картины, поражая тонким, проникновенным исполнением русской классики. Творчество этого прекрасного пианиста совершенно уникально и всегда находит живой отклик у публики. В концертах с выдающимися исполнителями публика всегда особо отмечает мастерство этого замечательного музыканта. Радует, что маэстро Заппа уже работал в России с молодыми певцами Большого театра над произведениями итальянских композиторов. Надеемся увидеть теперь в Москве обоих выдающихся исполнителей в одном концерте.
22 августа в Театре Россини состоялся заключительный концерт ROF- XXXVI. Прозвучали «Танцы» из оперы «Вильгельм Телль» и «Стабат Матер» Дж. Россини в исполнении оркестра и хора Театра Комунале ди Болонья, солистов под управлением маэстро Микеле Мариотти. Это было грандиозное завершение прекрасного праздника высокого искусства – ROF-2015!
Людмила Краснова