7 августа 1969 года в Ташкенте родился пианист Алексей Султанов. Он прожил всего 35 лет. За 28 лет концертной деятельности он завоевал репутацию совершенно уникального исполнителя. Был любимцем публики во многих городах и странах, его называли гением, самородком, феноменальным виртуозом с неповторимым собственным стилем, исключительной энергетикой и харизмой.
Родившись в семье музыкантов, он уже в 2 года, еще не научившись говорить, мог играть мелодии на фортепиано. Когда его мама увидела в своем сыне нового Яшу Хейфеца, маленький Алеша устроил ей яростный отпор. Она вспоминает, как ребенком он разбил скрипку, швырнув ее об пол. После такого протеста ему было разрешено брать уроки игры на фортепиано.
Уже в возрасте 15 лет молодой Султанов был зачислен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Но, как вспоминают его близкие, внутри него постоянно вскипала масса противоречий. В Московской консерватории, куда он поступил осенью 1986 года, Алексей становился все более и более неуправляемым. «Было очень трудно приучить его к дисциплине,— вспоминает профессор кафедры специального фортепиано Лев Наумов. - Однажды получилось так, что Алеша сломал очень дорогой барабан, который являлся собственностью учреждения».
В среде музыкантов, где победы на престижных конкурсах играют чуть ли не главную роль в карьере, приходится постоянно участвовать в состязаниях. Алексей Султанов выбрал самые главные из них: московский конкурс им. П.И. Чайковского, им. Шопена в Варшаве и конкурс Вэна Клайберна в США. И если в последнем он стал безоговорочным победителем, то с остальными конкурсами сложились иные отношения.
В 1995 году Султанов стал победителем конкурса Шопена в Варшаве, но жюри отказалось присуждать ему первое место, а от второго пианист отказался. А накануне начала XI международного конкурса имени Чайковского в Москве, Султанов выплеснул накопившуюся с годами злобу, размозжив кулак о стену: удар привел к перелому мизинца. Жюри, пожалев молодого конкурсанта, недопустило его до третьего тура. Чтобы не обратить на себя гнев родителей и учителей, он объяснил причину появления травмы как следствие неожиданного падения крышки рояля на руку.
После победы на конкурсе Вэна Клайберна Султанов получил множество концертных приглашений и совершил, возможно, роковой шаг, приняв предложение провести 400 концертов за два года. Возможно, именно этот график – бесконечные перелеты, смена часовых поясов, буря эмоций, сопровождающая каждый концерт, привела пианиста к первому инсульту в 26 лет.
1998 год стал еще одной страшной датой для пианиста: он вновь участвовал в конкурсе Чайковского – и вновь проиграл. «Излишне вольным и темпераментным» назвало жюри трактовку Султановым Седьмой сонаты Прокофьева, после исполнения которой зал 20 минут аплодировал ему.
8 августа Концертный зал радио «Орфей» представляет записи пианиста с Международных конкурсов им. Чайковского (1986г.), им. В. Клайберна (1989г.) и им. Шопена (1995г.). В программе – произведения Скрябина, Шопена, Мендельсона, Листа, Бизе-Горовица и Рахманинова.
Тимофеева Татьяна
/фото alexeisultanov.ru/