Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского открывает 44-й сезон оперой Александра Журбина «Мелкий бес». Спектакли пройдут 27 и 28 августа, затем в октябре.

Мировая премьера оперы состоялась 19 июня и была приурочена к юбилею Александра Журбина – одного из самых востребованных современных российских композиторов. Роман Федора Сологуба, ставший ключевым литературным событием дореволюционной России, много лет привлекал Журбина своей вечной темой, драматическими контрастами и сатирической силой. В этом сочинении, которое с публицистической откровенностью рассказывает о жизни обитателей провинциального городка, композитор раскрывает многослойное содержание, ярко и живо говорит об актуальных проблемах человека и общества.

Роман "Мелкий бес" (опубл. в 1905 г.) увлек композитора еще в юные годы: Журбин включил его в список литературных сочинений, которые хотел положить на музыку. В этом списке была в основном русская классика — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов, Пастернак. Роман Сологуба сразу поразил композитора удивительным стилем прозы, неподражаемым языком, сильной историей. Но подступиться к этому материалу было сложно. И лишь познакомившись с пьесой драматурга Валерия Семеновского "Тварь", написанной по "Мелкому бесу", Журбин взялся за сочинение оперы. Либретто было написано В. Семеновским в содружестве с композитором, с добавлением стихов Сологуба, Пушкина и Державина.

Работа над оперой заняла около 5 лет. По словам Журбина, это было нелегко: "…в этой опере нет любви, нет никаких светлых чувств, все персонажи – отрицательные. И в центре – абсолютный мерзавец, негодяй и маньяк Ардальон Передонов, учитель словесности. Прожить 5 лет с такими героями было непросто.

Скажете: а зачем выводить таких героев на сцену? Я думаю, "Мелкий бес" — это зеркало русской жизни. Причем, как считал сам автор, “… оно не имеет никакой кривизны. Уродливое и прекрасное отражаются в нём одинаково точно”. И действительно, все эти герои до сих пор живы. Менялся несколько раз государственный строй, произошли технические и сексуальные революции, а передоновы по-прежнему живут среди нас, насмехаются над нами и мучают нас. Поэтому их стоит выводить на свет и показывать публике".

Рассуждая, как же именно сегодня стоит преподносить таких персонажей и такой сюжет, композитор и режиссер-постановщик Георгий Исаакян (художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н. Сац) сошлись на том, что лучший способ — гротеск, сатира, фантасмагория. Тем более, что сам текст Сологуба, изобилующий аллюзиями на Гоголя, Чехова и Достоевского, к этому располагает. В таком русле и будет представлен один из самых "грязных" и мрачных романов русской литературы рубежа XIX-ХХ веков. 

Над постановкой оперы также работают главный дирижер театра Владимир Агронский, художник-сценограф — главный художник Ростовского государственного музыкального театра Степан Зограбян, художник по костюмам — Наталья Войнович, художник по свету — петербуржец Евгений Ганзбург.

По словам композитора Александра Журбина, для него постановка оперы "Мелкий бес" в театре имени Покровского — возвращение в родную гавань. В 1979 году Борис Александрович Покровский поставил здесь его оперу "Луна и детектив", которая с успехом шла несколько сезонов.

 

/фото opera-pokrovsky.ru/

Вернуться к списку новостей