Под занавес 103-го театрального сезона в репертуаре Екатеринбургского театра оперы и балета появится новый спектакль. «Лебединое озеро» редакции Константина Сергеева (1950г.), в основу которой положена хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895), получит визуальное воплощение благодаря тандему художников Андрея Войтенко и Татьяны Ногиновой, в общей сложности прослуживших более полувека в Мариинском театре.
«Лебединое озеро» – одно из самых фантастических и совершенных творений мирового искусства, без преувеличения, самый известный балет в мире. Само произведение считается общепризнанным шедевром мировой классики, одним из ярчайших достижений русской культуры. А Белый Лебедь стал образом Русского балета, символом его красоты и величия.
Сейчас трудно поверить в то, что самый первый опыт постановки «Лебединого озера», состоявшийся еще при жизни Петра Ильича Чайковского, оказался неудачным. И только в конце 19 века, когда за спектакль взялся Мариус Петипа вместе с Львом Ивановым, балет вдруг словно пережил второе рождение, прозвучал по-новому, превратившись из немецкой эклектичной сказки в романтический балет с сильными эмоциями, которые волнуют публику сегодня так же, как сто пятьдесят лет назад, и завоевывают сердца новых поклонников по всему миру.
Версия Петипа-Иванова, которую зрители впервые увидели в Мариинском театре в 1895 году, считается классической и лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских.
На сегодня существует достаточно редакций этого балета, заслуживших авторитет и признание, но худрук Екатеринбургского балета Вячеслав Самодуров, воспитанник Академии русского балета имени Вагановой, экс-премьер Мариинского театра и прямой наследник академических традиций императорского балета, конечно, не мог остановить свой выбор ни на каком другом варианте, кроме петербургского. Редакцию Константина Сергеева, основанную на хореографии Мариуса Петипа и Вячеслава Иванова, которую и сегодня можно увидеть на сцене Мариинского театра, на екатеринбургскую сцену перенесли балетмейстеры Дмитрий Корнеев и Ирина Иванова (Санкт-Петербург).
Вариантов оформления «Лебединого озера» также не счесть, но для екатеринбургского спектакля художникам пришлось искать свое, оригинальное сценическое решение. «К счастью, нам не понадобилось ничего специально изобретать,– говорит художник-постановщик Андрей Войтенко. – Мы сделали красивый старинный спектакль, по сути, традиционный».
Однако если в старой постановке «Лебединого озера» на сцене екатеринбургского театра не было бутафорских лебедей, неизменно вызывающих восторг зрительного зала, то теперь они появятся. Художник решил вернуть любимый многими с детства эффектный прием – лебеди проплывут перед публикой за минуту до появления на сцене танцовщиц в образе заколдованных птиц. Самих же балерин художница по костюмам Татьяна Ногинова оденет в пачки, стилизованные под старину, наподобие тех, в которых выпархивали на сцену романтические героини в конце 19 века.
«У этих пачек особенный силуэт, - рассказала художница, - Это не московские плоские «блины», оставляющие открытой зону паха, и не «гвоздички» 30-40-х годов, напоминающие цветок своим пышным краем и настриженными зубчиками, которые так любили в Большом театре в сталинскую эпоху. Старинные пачки были гораздо длиннее, чем те, к которым привыкли современные танцовщицы, опущены и оттого выглядели более целомудренно, на них было больше декора. В 19 веке на покрышках юбок «читались» намеки на настоящие крылья, что придавало «лебединым» картинам идиллический вид. У всех наших танцовщиц будут перьевые «головки» и отделанные перышками корсажи», - пообещала художница.
Дирижер-постановщик – дважды лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Балет/Работа дирижера» Павел Клиничев.
Спектакли пройдут с 17 по 19 июля.
/фото uralopera.ru/