На прошлой неделе завершился традиционный фестиваль Валерия Гергиева, который прошел уже в двадцать третий раз.
Программа этого года была посвящена П.И. Чайковскому, чье 175-летие широко отмечается по всему миру. Помимо того, что в каждом концерте фестиваля так или иначе звучала музыка великого русского композитора, Валерий Гергиев впервые представил европейской публике победителей только что завершившегося XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Все молодые музыканты, дебютировавшие на фестивале, снискали одобрительные отзывы критиков. Девятнадцатилетний пианист из США Джордж Ли, который вместе с оркестром Мариинского театра 4 июля открывал фестивальный марафон Первым фортепианным концертом Чайковского был высоко оценен критиком газеты Helsingin Sanomat за безупречную технику исполнения. «Джордж Ли играл блестяще. Он обладает феерической энергией и большим сценическим обаянием». При этом журналист выразил надежду, что в ходе дальнейшей совместной работы с Валерием Гергиевым игра пианиста приобретет оттенок русского аристократизма, которого так не хватало в его Чайковском.
Скрипач из Китая Юй-Чень Дзень и меццо-сопрано Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Юлия Маточкина выступили в вечернем концерте на следующий день. Игра Юй-Чень Дзеня отличается безукоризненной виртуозностью и в тоже время прочувствованностью музыкальных фраз и поэтичностью. Хотя ему, так же, как и Джорджу Ли, по мнению критика газеты Savon Sanomat, не удалось в полной мере раскрыть суть скрипичного Концерта Чайковского.
Юлия Маточкина, выступавшая во втором отделении вечера, по мнению обозревателя Savon Sanomat, исполнила арии Дидоны из «Троянцев» Берлиоза и Жанны д’Арк из «Орлеанской девы» Чайковского «с вполне предсказуемым результатом. Все поклонники оперы были от неё в восторге. Маточкина словно рождена для исполнения партий роковых женщин, и её можно считать уже полностью сформировавшимся меццо-сопрано».
Неподдельный интерес публики вызвал студент Академии им. Я. Сибелиуса семнадцатилетний виолончелист Джонатан Роузман, выступавший 6 июля. Веса Сирен из Helsingin Sanomat считает, что Роузман в ходе исполнения «Вариаций на тему рококо» отлично выдержал заданный Валерием Гергиевым темп. «Слушателей ждали только приятные неожиданности. Этот виолончелист быстро превращается в крупного исполнителя».
В заключительном концерте фестиваля солировал победитель Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского 2014 года, тринадцатилетний пианист Александр Малофеев, который сорвал продолжительные овации за свою «невероятную виртуозность».
Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева блистал на протяжении всех четырех вечеров. В день открытия фестиваля самых лестных отзывов удостоилась интерпретация оркестром Первой симфонии Сибелиуса, которую критик Helsingin Sanomat назвал второй по степени выразительности интерпретацией за долгие годы, уступающей лишь скрупулёзному исполнению оркестром под управлением Пааво Берглунда. Ильмо Поккинен из Savon Sanomat в концерте 6 июля особенно отметил «Энигма-вариации», которые напомнили ему «набор великолепных пирожных». По окончанию вечера 7 июля журналисты были необычайно щедры на похвалы, а за исполнение «Деревянного принца» Бартока Веса Сирен из Helsingin Sanomat назвал струнную группу оркестра Мариинского театра одним из чудес света.
Что касается Фестиваля в целом, по общему признанию критиков и публики он стал музыкальной изюминкой этого лета.
/фото mariinsky.ru/