Совсем недавно мировые СМИ облетело фейковое сообщение авторства Нормана Лебрехта о кончине выдающегося шведского тенора, им же самим вскоре и опровергнутое… По старинному поверью, если кого по ошибке «похоронят», тот непременно будет жить долго. И действительно, сегодня Николай Гедда перешагнул 90-летний рубеж, присоединившись к почетному сонму долгожителей.
Один из самых известных и универсальных певцов 20 века родился в Стокгольме, детство провел в эмигрантской русскоязычной среде Лейпцига, профессионально пению учился на родине, там же дебютировал в 26-летнем возрасте. Будучи молодым солистом Королевской оперы Швеции был замечен известным продюсером и деятелем в области звукозаписи Вальтером Легге, который ангажировал певца на несколько студийных записей и порекомендовал Герберту фон Караяну для его новой постановки в театре «Ла Скала». Так, еще совсем в юном возрасте Гедда получает широкую европейскую, а чуть позже и мировую известность.
Его карьера была чрезвычайно продолжительной: дебютировав в 1951-м, Гедда выступал еще в 90-х, причем тембр певца оставался свежим, молодым очень долго. Поистине необъятен репертуар Гедды, его нередко называли универсальным, «всеядным» исполнителем, «хамелеоном стиля», которому одинаково хорошо удавалась самые разные пласты музыки, музыка самых разных эпох – от Ренессанса до современных композиций. Наверно нет такой музыки, которую бы не спел Гедда. Его вклад одинаково велик и в оперном, и в камерном исполнительстве. Гедда пел не только в операх популярного репертуара, но и во многих редких, полузабытых, или совсем забытых операх, а его тонкая интерпретация русской, французской и шведской камерной лирики считается непревзойденной. Немало выступал Гедда и в оперетте, всегда оставаясь органичным в этом сложном синтетическом жанре.
Говоря о Гедде, всегда отмечают его необыкновенную вокальную технику. Поражает громадный диапазон певца, позволявший ему исполнять самые экстремальные по тесситуре партии (вроде Артура из «Пуритан», Арнольда из «Вильгельма Телля» или Собинина из «Жизни за царя»), исключительная по гармоничности фразировка, свободное владение несколькими европейскими языками, на которых певец пел аутентично. По воспоминаниям певца, причина этого – в его всегдашнем стремлении учиться, совершенствовать свое вокальное мастерство: даже достигнув вершин мировой карьеры, Гедда никогда не прекращал занятий с вокальными педагогами, всегда стремился научиться еще чему-нибудь новому, устранить малейшие шероховатости своего вокального аппарата.
Вокальное долголетие явилось следствием также и разумности певца, его умения вовремя отказаться от неподходящего репертуара. Гедда, обладатель сугубо лирического голоса, наиболее подходящего для моцартовских ролей, не избег соблазнов драматического репертуара, но всегда вовремя находил в себе силы отступать с несвойственной ему территории. Его универсализм, конечно, имел естественные ограничения – кому-то пение Гедды, например, в итальянском романтическом репертуаре кажется слишком холодным, «рассудочным», но даже в таких партиях невозможно не отметить очевидные достоинства – инструментальную чистоту интонации, осмысленную фразировку, верные эмоциональные акценты, блистательное владение верхним регистром, исключительную ровность голоса на всем диапазоне, лишенного досадных и свойственных многим, даже выдающимся исполнителям, межрегистровых «швов».
Карьера певца была одной из самых блистательных в истории музыки 20 века. Он пел на всех ведущих сценах мира, с самыми знаменитыми дирижерами и партнерами, объездил множество стран, записал сотни пластинок, снялся не раз в кино. В зените славы несколько раз Гедда посещал и нашу страну, выступив с концертами и в оперных спектаклях в обеих российских столицах, где его принимали с неподдельным восторгом.
11 июля к 90-летию Николая Гедды в Концертном зале радио «Орфей» прозвучат арии из опер зарубежных и русских композиторов, а также романсы русских композиторов, обработки русских народных песен и старинных романсов, записанные с Академическим большим хором Всесоюзного радио и центрального телевидения под управлением К. Птицы и Л. Ермаковой.
Александр Матусевич
Николай Гедда в Библиотеке персон