Сегодня исполнилось 120 лет со дня рождения великого отечественного певца Марка Осиповича Рейзена.
Не так много времени еще прошло с того вечера и сенсация 1985 года в Большом театре памятна многим: легендарный Марк Рейзен отмечает на сцене родного театра свое 90-летие, да не как-нибудь – он будет петь! Да-да, в столь почтенном возрасте – петь! Партию небольшую, но важную, заметную, с выразительной и знакомой всем арией – партию Гремина в «Евгении Онегине»… И он пел на своем юбилее: вся музыкальная Москва стеклась тогда в Большой, и это был настоящий праздник: уникальный певец предстал в отличной вокальной форме, без всяких скидок на возраст спев хитовую арию, а уж сколько выразительности, смысла было в этом пении – пересказать словами невозможно. Слава Богу, это выступление запечатлено на пленку и любой желающий может сегодня свободно познакомиться с этим эталонным исполнением, образцом русской вокальной культуры и одновременно – феноменального артистического долголетия.
Марк Осипович Рейзен прожил долгую и полную творческих свершений жизнь. Его биография хорошо известна: еврейский мальчик из Донбасса, защищавший Родину в Первую мировую на фронте, дважды раненный и дважды награжденный Георгиевскими крестами, после демобилизации учится в Харькове у знаменитого итальянского педагога Федерико Бугамелли (подарившего миру многих выдающихся певцов – и в России, и в родной Италии, включая знаменитую Федору Барбьери), здесь же дебютирует в театре. Четыре сезона в тогдашней столице Украины, потом еще пять – на главной сцене Ленинграда, и наконец – четверть века в Большом театре СССР. Кумир московской публики 30-40-х, при том, что басовый пул Большого в те годы был на редкость выдающимся (помимо Рейзена это – братья Пироговы, Михайлов, Батурин и др.), Рейзен оканчивает активные выступления в середине 50-х, сосредотачивается на педагогической деятельности (сначала в Гнесинке, потом в консерватории, где заведует вокальной кафедрой), но иногда все же поет в спектаклях и концертах еще долгие годы.
Его талант был поистине универсальным и выдающимся: выигрышные внешние данные и артистизм сочетались у певца с мощным и тембрально богатым голосом, при чем его бас-кантанте обладал хорошими, крепкими низами, что позволяло исполнять самый широкий репертуар. Более всего Рейзен запомнился публике в отечественном репертуаре, ибо именно русские оперы доминировали тогда на московской сцене – по праву выдающимися считались его Сусанин, Досифей, Борис, Руслан, Кончак и др. Но благодаря полученной итальянской школе его массивный голос обладал гибкостью и подвижностью, что давало возможность с равным успехом исполнять и партии западного репертуара. Рейзена отличала необыкновенная аристократичность певческой манеры, совершенное владение фразировкой, ясная дикция – даже на фоне беспримерно высокого уровня оперной труппы Большого того времени, Рейзен выделялся отменной культурой исполнения и редким мастерством.
Помимо грандиозных свершений на столичной сцене, отмеченных многочисленными государственными наградами (званиями, орденами, премиями), важными вехами этой большой карьеры в искусстве являются зарубежные гастроли певца и его фронтовые концерты в годы Великой отечественной войны, участие в записях главных русских опер, съемки в кино, камерные концерты, сотворчество с советскими композиторами-современниками, которые охотно писали с расчетом именно на исполнение Рейзена.
Александр Матусевич
/фото bolshoi.ru/