2 июля в Бетховенском зале Большого театра состоится концерт «1939-1945: Музыка и Вторая мировая война». В программе: Карл Амадеус Хартман -Concerto funebre для скрипки и струнных (1939), Бела Барток - Дивертисмент для струнного оркестра (1939), Рихард Штраус - «Метаморфозы», этюд для 23-х струнных (1945). Исполняет Камерный оркестр Большого театра, дирижер Михаил Цинман.

Два из трех произведений, представленных в программе этого концерта, написаны непосредственно перед войной, одно — в самом ее конце. Они принадлежат перу композиторов — представителей государств, ставших агрессорами; не являясь участниками военных действий, авторы глубоко переживали античеловеческую, разрушительную сущность войны и находили в творчестве источник внутреннего сопротивления.

Концерт объединяет не только «военная» тема, но и фигура выдающегося швейцарского музыкального деятеля ХХ века, дирижера и мецената Пауля Захера. Именно ему, инициатору, заказчику и исполнителю многих сочинений композиторов-современников, мы обязаны появлением «Дивертисмента» Бартока и «Метаморфоз» Р. Штрауса.

После успешной премьеры «Музыки для струнных, ударных и челесты» П. Захер заказал Беле Бартоку новое сочинение для более камерного состава. Так родилась идея трехчастного Дивертисмента для струнного оркестра. Внешние контуры произведения, реплики солирующих инструментов, контрастирующие с общим tutti, позволяют говорить о стилевых элементах неоклассицизма. Дивертисменту свойственна строгая экономия средств и прозрачность звучания, характерная для поздних произведений венгерского композитора. Впрочем, эта прозрачность сочетается с типично бартоковской гармонической жесткостью и сложными полифоническими напластованиями. Дивертисмент был закончен в 1939 г. и стал последним сочинением Бартока, написанным на родине; отвергая пронацистскую политику Венгрии, он эмигрирует в США. Чувствуя надвигающуюся катастрофу, Барток еще не впускает войну в свой духовный мир — Дивертисмент для струнных отмечен сдержанной эмоциональностью; нарастающее в первой части напряжение не получает дальнейшего развития.

Творчество Карла Амадеуса Хартмана конца 1930-х — начала 40-х гг. являет собой пример «внутренней эмиграции» художника. Убежденный социалист со времен революции 1918 г., Хартман прожил в Германии всю жизнь. Его музыка была запрещена нацистским режимом, однако известность композитора за рубежом только росла. Испытав влияние Г. Малера, А. Берга и, с другой стороны, П. Хиндемита, в годы войны Хартман брал частные уроки у приверженца двенадцатитоновой системы, основателя сериализма А. Веберна.

«Траурный концерт» (первоначальное название «Траурная музыка») был написан Хартманом в 1939 г. под впечатлением известий о немецкой оккупации Чехословакии, последовавшей за «мюнхенским пактом». В этом сочинении можно обнаружить влияние как «Траурной музыки» Хиндемита, так и скрипичного концерта А. Берга. Агрессивной моторике центрального Скерцо противопоставленo скорбно-медитативное Adagio. Концерт имеет «хоральное» обрамление — начинаясь с чешского (гуситского) гимна «Кто вы, Божьи воины», он завершается свободно трактованной русской революционной песней «Вы жертвою пали». По словам самого композитора, в музыке выражено «интеллектуальное и духовное опустошение .., контрастирующее с выражением надежды».

Завершат концерт «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. Это необычное сочинение для двадцати трех струнных инструментов было сочинено в последние месяцы Второй мировой войны и впервые исполнено в январе 1946 г. под управлением П. Захера. «Самый ужасный период в истории человечества подходит к концу, — пишет композитор в своем дневнике, — двенадцатилетнего царства звериного невежества и бескультурья под властью величайших преступников». Дата, стоящая на партитуре, — 13 марта 1945 г., накануне была разрушена Венская опера. Для 81-летнего композитора «Метаморфозы» означали «лебединую песню» и одновременно эпитафию «лежащему в руинах миру». Скорбный характер музыки, в которой цитируется фрагмент Траурного марша из «Героической» симфонии Бетховена, подчеркивается экспрессивным тембром струнных; густая полифоническим ткань вызывает в памяти страницы из Хорошо темперированного клавира И.С. Баха.

Камерным оркестром Большого театра дирижирует его создатель, солист-концертмейстер группы первых скрипок Михаил Цинман. В «Траурном концерте» Хартмана соло скрипки исполнит заместитель концертмейстера Александр Майборода.

 

/фото afisha.ru/

Вернуться к списку новостей