25 июня завершились прослушивания II тура по специальности «Фортепиано» и были названы имена шести финалистов.

По решению жюри в финале примут участие россияне Сергей Редькин, Даниил Харитонов, Дмитрий Маслеев, Лукас Генюшас (он также представляет Литву), Люка Дебарг (Франция) и Джордж Ли (США).

Результаты со сцены Большого зала Московской консерватории объявил член жюри Мартин Энгстрём. Он поблагодарил всех участников полуфинала за прекрасные выступления и яркие эмоции, и выразил уверенность, что впереди – не менее интересный финал. Затем он зачитал список, и, судя по реакции зала, на этот раз принятое судьями решение во многом совпало с мнением публики.

Объявлению результатов предшествовал конкурсный день – вторая шестерка полуфиналистов играла концерты Моцарта. Как и в первый день этого этапа оркестров было два: в первом блоке (Лукас Генюшас, Даниил Харитонов, Юлия Кочубан) выступал Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Аэртона Десемлера, во втором (Михаил Турпанов, Николай Медведев, Дмитрий Маслеев) – Государственный академический камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина.

В репертуарном отношении день был менее разнообразным, чем первый: трое участников играли 20-й ре минорный концерт. Лукас Генюшас и Николай Медведев снабдили его каденциями Бетховена, Дмитрий Маслеев представил каденции Альфреда Бренделя. Двое из трех конкурсантов, выбравших этот концерт, прошли в финал.

В исполнении Даниила Харитонова прозвучал Концерт № 9 ми-бемоль мажор (каденции Моцарта). 16-летний пианист предстал музыкантом, владеющим собой и умеющим на большой сцене перед огромной аудиторией показать все, что было сделано в ходе подготовки к выступлению.

К сожалению, нельзя было сказать того же о двух более взрослых конкурсантах Юлии Кочубан (Концерт № 23) и Михаиле Турпанове (Концерт № 21). Конкурсное волнение привело к тому, что в игре польской пианистки появилось много неточностей и огрехов, а Михаил Турпанов в самом начале первой части забыл текст и сбился, и впоследствии уже не смог восстановить должный настрой.

В ближайшие два дня в конкурсном расписании участников третьего тура – оркестровые репетиции. Финальные выступления с оркестром пройдут c 28 по 30 июня в Большом зале Московской консерватории в сопровождении Госоркестра России им. Евгения Светланова (дирижер Алексей Богорад).

(Текст - Елена Чишковская)

 

25 июня в Малом зале Московской консерватории объявлены результаты прослушиваний II тура по специальности «Скрипка».

В третий тур приглашены Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова), Пом Сори Ким (Южная Корея), Клара-Джуми Кан (Германия), Юй-Чень Цзэнь (Тайвань), Гайк Казазян (Россия). Решение жюри огласил Борис Кушнир. С дистанции сошли Майю Кишима (Япония), Ён Гук Ким (Южная Корея), Степан Стариков (Россия), Ю Джин Чан (Южная Корея), Сергей Поспелов (Россия), Кристофер Тун Андерсен (Норвегия).

Во втором этапе II тура полуфиналисты исполняли скрипичные концерты Моцарта, выбирая из Третьего, Четвертого и Пятого, оказавшегося наиболее популярным. В каждый из дней второго этапа Пятый концерт исполнялся трижды, Третий – дважды, Четвертый – лишь по одному разу. Он и завершил последний день II тура: его исполнил Кристофер Тун Андерсен. Перед тем прозвучал Третий концерт, интерпретации которого представили Гайк Казазян и Сергей Поспелов. А в первой части вечера три раза подряд был сыгран Пятый. Нельзя не отдать должное мастерству дирижера Валентина Урюпина и артистов Московского камерного оркестра Musica Viva – в их игре не было и тени рутинности, хоть им и пришлось трижды без перерыва играть один и тот же концерт. Его исполнили Юй-Чень Цзэнь, Клара-Джуми Кан и Ю Джин Чан. 

Прослушивания III тура стартуют 28 июня в Концертном зале имени П.И. Чайковского в 18:00; выступят Павел Милюков и Александра Конунова. Помимо Скрипичного концерта Чайковского, прозвучат концерты Шостаковича (№1) и Сибелиуса. 29 июня на сцену выйдут Юй-Чень Цзэнь и Пом Сори Ким, днем позже - Клара-Джуми Кан и Гайк Казазян. В III туре скрипачей сопровождает Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии под управлением Юрия Симонова. 

 (Текст - Илья Овчинников)

В Малом зале Петербургской филармонии объявлены имена финалистов XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в номинации виолончель. 

Ими стали: Пабло Феррандес (Испания), Андрей Ионица (Румыния), Александр Бузлов (Россия), Сон Мин Кан (Южная Корея), Джонатан Роузман (Нидерланды), Александр Рамм (Россия).

Результаты второго тура были объявлены со сцены Мишей Майским, который первый раз сидит в конкурсном жюри. Знаменитый виолончелист сказал, что всем членам жюри было тяжело сделать выбор среди очень сильных музыкантов, и что сам он волнуется едва ли не сильнее сидящих в зале участников, а также пожелал удачи и дальнейших творческих успехов всем тем, кто выбыл из состязания.

В последний день второго тура в первом отделении, начавшемся в 17.00 выступили двое участников из Франции – Тристан Корну и Бруно Филипп, а также молодой румынский исполнитель Андрей Ионица. Аккомпанировал солистам камерный состав Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера. Тристан Корну выбрал для своего выступления ре мажорный концерт Йозефа Гайдна, остальные участники обратились к до мажорному виолончельному концерту венского классика. Сидящая в зале публика все активнее включалась в процесс конкурсных прослушиваний. Если в первом туре после сыгранных программ зал благодарил артистов сдержанными аплодисментами, то ближе к концу слушатели уже не стеснялись выражать свои восторги.

Второе отделение открыл виолончелист из Москвы Федор Амосов, вслед за ним на сцену вышел самый юный участник конкурса, приехавший из Хельсинки семнадцатилетний Джонатан Роузман, завершил вечернюю программу россиянин Александр Рамм. Аккомпанировал завершающим конкурсную программу второго тура виолончелистам Камерный оркестр Мариинского театра, под руководством Алексея Богорада. Все участники вечерних прослушиваний решили обратиться к до мажорному гайдновскому концерту.

Следующие два конкурсных дня отведены на оркестровые репетиции финалистов, а в воскресенье 28 июня в 18.00 начнется III тур, который продлится три дня и будет проходить в Большом зале Петербургской филармонии. В прослушиваниях примет участие Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева.

 (Текст - Егор Ковалевский)

25 июня. Санкт-Петербург. У вокалистов на конкурсе Чайковского завершился первый тур. 

Третий день первого тура оказался богатым на крайне приятные впечатления. Он принес очень много открытий как старых имен, знакомых по другим конкурсам или даже филармоническим концертам и оперным театрам, так и новых, которых, безусловно, большинство.

День начался с лирического тенора — Евгения Ахмедова с романсом Неморино, а закончился каватиной Валентина из «Фауста» Гуно, исполненного на изумительном французском языке южнокорейским баритоном Хан Сын Ю. Он же покорил стильностью и грациозностью звуковедения в арии Großer Herr, o starker König из Рождественской кантаты Баха. Шквал оваций вызвало и его исполнение романса «Нет, только тот, кто знал» Чайковского. Повторюсь, что на конкурсе этого года все без исключения иностранцы показали очень высокое качество русского языка в романсах Петра Ильича. Китайского тенора Чуаньюэ Ван оглушили многоголосным Bravo, какое не доставалось на первом туре ни одному участнику. Он начал с арии Тамино, которую в этот день исполняли неоднократно, затем спел «Снова, как прежде, один» Чайковского и завершил арией из «Ломбардцев», одной из самых ранних опер Верди — арией Оронте, которую никто в этот раз не исполнял в силу немалых сложностей.

Ослепительной вспышкой третьего дня первого тура стало выступление сопрано Светланы Москаленко, ученицы Тамары Новиченко, выпустившей из своего класса в Петербургской консерватории Анну Нетребко и Веронику Джиоеву. Светлана Москаленко сразила наповал своей виртуозностью, но отнюдь не механистической, а всецело подчиненной художественному образу. Зал словно перемещался вместе с певицей в иные измерения — сераль с похищенной Констанцей, настроенной в арии Martern aller Arten ни в коем случае не повиноваться нелюбимому турку или в Индию, к индусскому храму, чтобы послушать легенду юной жрицы Лакме — виртуознейшую арию с колокольчиками. «Колыбельная песня» Чайковского стала еще одним исполнительским шедевром, представленным Москаленко.

Сопрано Татьяна Старкова первая на этом конкурсе исполнила известную арию Гальки из одноименной оперы Станислава Монюшко, а рядом с ней показала темпераментную Фиордилиджи в арии Come scoglio из «Так поступают все» Моцарта и романс «Забыть так скоро» Чайковского.

Тем любопытнее было услышать Марию Гулик с арией Дидоны из «Дидоны и Энея» Перселла и арией Леоноры из «Фаворитки» Доницетти — произведений, которые до нее никто не исполнял. На вечернем прослушивании выступил еще один бас — украинец Юрий Евчук, спевший арию хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, прежде никем не заявленную. Он же не побоялся подготовить и арию Зорастро «Изида и Осирис» из «Волшебной флейты» Моцарта, в которой его с пристальным вниманием слушал немецкий бас Томас Квастхофф, как никто другой знающий секреты моцартовского стиля.
В большой программе второго тура его участникам дадут развернуться еще больше, фактически выступить в жанре одного отделения сольного концерта. Им нужно будет представить еще один романс Чайковского, не повторяя тот, который исполняли в первом туре, к этому добавится камерно-вокальный жанр романса и песни, список композиторов которых простирается от Шуберта и Глинки до Малера, де Фальи, Равеля, Прокофьева, Шостаковича и Свиридова. Очень интересно будет послушать народную песни в сопровождении рояля или a capella из страны, представляемой участником. Плюс большая ария по выбору и ария из оперы, кантаты или оратории, написанная после 1950 года.

(Текст - Владимир Дудин)

 

Радиостанция "Орфей" - информационный партнер XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского

/фото tchaikovskycompetition.com/

Вернуться к списку новостей