19 июня в Большом зале Московской консерватории прошел четвертый день прослушиваний I тура у пианистов.
Очередная семерка музыкантов выступила перед авторитетным жюри в следующем порядке: россияне Наталья Соколовская и Андрей Коробейников, представитель Китая Цзянь Сунь и Динара Клинтон (Россия) играли в дневном блоке, Даниил Харитонов (Россия), Юлия Кочубан (Польша) и Михаил Турпанов (Россия) завершали прослушивания вечером. Все конкурсанты в этот день играли на рояле фирмы Steinway.
Пятеро выбрали сонаты Бетховена (двое – Коробейников и Цзянь – друг за другом играли 32-ю сонату, которая дважды прозвучала и в предыдущий день), Наталья Соколовская открывала день 14-й сонатой Моцарта, а Михаил Турпанов решил завершить программу ре мажорной сонатой Шуберта.
Самой популярной пьесой Чайковского в этот день оказалось «Размышление» - размышляли на сцене Большого зала четверо из семи музыкантов. Трижды прозвучал соль-диез минорный этюд Шопена (соч. 25, № 6), дважды – прелюдия и фуга си мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха. Не обошлось без, кажется, самых любимых и часто звучащих на первом туре сочинений – «Аппассионаты» Бетховена и этюда «Метель» Листа. Впрочем, повторы произведений лишь подчеркивали своеобразие музыкантов и подталкивали к неизбежным сравнениям и бурным обсуждениям во время перерывов.
Героем дневного прослушивания стал пианист Андрей Коробейников – пианист, известный московской публике еще со времен конкурса 2007 года (тогда ему не удалось дойти до финала). Одним своим внешним видом исполнитель продемонстрировал свободу от конкурсных условностей – он вышел на сцену без пиджака, в белой рубашке. Столь же решительно он отверг и традиционные стандарты в составлении и исполнении программы: он «разрубил» ее на две части, одним махом, без единой паузы, сыграв все обязательные произведения и по-настоящему сконцентрировавшись на Сонате № 32 Бетховена в самом конце. Предложенная им неординарная трактовка произведения тут же разделила публику на два лагеря – яростных противников и восторженных поклонников. Последние устроили Андрею стоячую овацию, продолжавшуюся несколько минут.
Вечернее прослушивание открывал самый молодой участник пианистического состязания 16-летний Даниил Харитонов, для которого конкурс Чайковского стал первым серьезным взрослым конкурсом. Вопреки скепсису некоторых слушателей, исполнитель вовсе не выглядел по сравнению со своими более взрослыми и опытными коллегами испуганным новичком. Он достойно выступил, заставив скептиков забыть о сомнениях.
20 июня прослушивания первого тура конкурса по специальности «Фортепиано» завершатся. Выступят: Алексей Петров (13.00), Дмитрий Шишкин (13.50), Шино Хидака (15.00), Андрей Осокин (15.50), Мяо Хуанг (19.00), Николай Медведев (19.50) и Дмитрий Маслеев (21.00).
Объявление результатов I тура запланировано сегодня (20 июня) на 23.00.
19 июня в Малом зале Московской консерватории – предпоследний день прослушиваний I тура по специальности «Скрипка»
В третий конкурсный день выступили шестеро музыкантов, трое представляли Южную Корею: это Чи Вон Ким, Ю Джин Чан и Кю Мин Пак. Дневное прослушивание открыла Верико Чумбуридзе (Грузия), в вечернем также приняли участие Гайк Казазян и Леонид Железный (оба – воспитанники Московской консерватории). Выступление Казазяна, самого старшего из участников скрипичного конкурса, впервые за дни состязания сопровождалось заметным ажиотажем: партер Малого зала был переполнен. Шутка ли, солист Московской филармонии, преподаватель Московской консерватории соревновался с музыкантами, иные среди которых моложе его почти вдвое!
Репертуарная картина обогатилась еще одной новой краской. Если накануне афишу прослушиваний дополнили произведения романтиков Шопена и Шумана, а также Сен-Санса и Шоссона, третий день получил заметную импрессионистическую прививку в виде сочинений Дебюсси и Шимановского. Яркой страницей программы стала также Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» Венявского, украсившая выступление Гайка Казазяна.
Из шести представленных программ две почти полностью повторяли ту, которую накануне представила кореянка Пом Сори Ким: к обязательным сочинениям Баха, Паганини, Чайковского добавилась «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса. Этот выбор сделали Верико Чумбуридзе, открывшая дневное прослушивание, и Кю Мин Пак, выступивший вечером. Как и накануне, из предложенных на выбор двух сочинений Баха все конкурсанты третьего дня выбрали Чакону из Партиты №2 ре минор, причем начали с нее четверо. Лишь финалисты вечера Кю Мин Пак и Леонид Железный открыли свои выступления сочинениями Сен-Санса и Паганини соответственно.
Любопытно, что сочинения импрессионистов были выбраны именно исполнительницами из Южной Кореи. Чи Вон Ким вслед за Бахом и Паганини представила Скрипичную сонату Дебюсси, тогда как Ю Джин Чан выбрала «Мифы» Шимановского. Судя по реакции публики, ее интерпретацию этого сочинения можно отнести к одному из главных событий дня; сразу после выступления Ю Джин Чан у нее стали брать автографы. Фантазию на темы из оперы «Фауст» Венявского в исполнении Гайка Казазяна аудитория также приняла близко к сердцу – настолько, что зааплодировала раньше времени. Еще один представитель России, Леонид Железный, внес разнообразие в афишу дня, дополнив обязательную программу Фантазией для скрипки соло Игоря Фролова.
20 июня прослушивания I тура завершатся. Выступят Кристин Баланас (13:00), Даниил Австрих (14:00), Игорь Хухуа (15:00), Стефан Тарара (19:00), Сергей Поспелов (20:00), Кристофер Тун Андерсен (21:00). Выступления будут транслироваться в режиме онлайн телеканалом medici.tv.
Результаты I тура будут объявлены cегодня (20 июня) в 22:30.
19 июня в Петербурге прошел третий день прослушивания участников I тура по специальности "Виолончель"
Выступлением российского виолончелиста Фёдора Амосова завершился третий день прослушивания виолончельной секции Первого тура. Если вчера на сцену Малого зала выходили представители европейских стран, то сегодня (так уж выпал жребий) последовал американо-азиатский ответ. Дневной блок открыли по очереди представители Южной (участник из Колумбии Сантьяго Каньон Валенсия) и Северной (виолончелист из США Джон-Хенри Кроуфорд) Америки, последней в дневном блоке выступила кореянка Сон Мин Кан, так же как и в три предыдущих дня оказавшаяся единственной дамой в мужской компании.
Вечерние выступления, как обычно начавшиеся в 19.00, продолжили азиатские музыканты Тао Ни (Китай) и Митиаки Уэно (Япония), доказавшие своими по-настоящему серьезными и глубокими интерпретациями, что Азия все активнее завоевывает территорию европейской музыки, предлагая не менее убедительные интерпретации, нежели их западные коллеги. Вместе с тем игру китайского и японского виолончелиста нельзя было просто назвать копированием, в музыкальную ткань привносились оттенки восточной созерцательности, отчего знакомая музыка (тот же Бах и отчасти Шуман и Чайковский) вдруг заиграла новыми гранями. Особенно восторженные аплодисменты достались японскому артисту Митиаки Уэно, который, несмотря на свой юный возраст (19 лет) показал настоящую художественную зрелость и сумел захватить внимание зала.
В репертуарном плане третий день оказался богат на открытия, даже обязательное «Pezzo capriccioso» Чайковского (на русский язык это переводится просто как «пьеса в духе каприччио») завершивший третий день прослушивания Федор Амосов сыграл в первой авторской редакции, отличающейся от общепринятой несколькими пассажами и по-иному сделанной кульминацией. Дважды прозвучала сольная виолончельная пьеса японского композитора Тосиро Маюдзуми «Bunraku» (термин, обозначающий японский кукольный театр), в которой композитор, получивший восточное (в Токио) и западное (в Париже) образование пытается обозначить мосты между глобальными культурами, сквозь пассажи, изображающие игру на японских народных инструментах, биво и кото пробивались улавливаемые джазовые стандарты и даже русская народная песня «Во саду ли, в огороде». Пьеса была исполнена представительницей Южной Кореи Сон Мин Кан и уже упомянутым Митиаки Уэно.
Большим успехом пользовались у публики пьесы чешского романтика-виртуоза Давида Поппера, в дневных прослушиваниях дважды прозвучал его «Танец эльфов» (сыгранные почти подряд Сантьяго Каньоном Валенсия и Джоном-Хенри Кроуфордом), а в вечернем блоке японец Митиаки Уэно захватывающе сыграл «Венгерскую рапсодию» op. 68, по своей фактуре и содержанию фактически являющуюся калькой знаменитых листовских опусов. Музыкальным открытием дня стала рапсодия аргентинского композитора Альберто Хинастеры «Pompeana» (что в вольном переводе можно обозначить как «Американские пампасы»), очень проникновенно и выразительно сыгранная единственным представителем из Колумбии Сантьяго Каньоном Валенсия. А молодой выпускник Кёртисовского института музыки из Филадельфии Джон-Хенри Кроуфорд рискнул сыграть сложнейшую сольную сонату Дьёрдя Лигети, написанную в середине XX века, но вошедшую в обиход виолончелистов лишь в 80-е годы.
Завтра на сцене Малого зала Петербургской филармонии пройдет последний день Первого тура. В программе в дневном блоке, который начнется в 13.00 заявлены Йонатан Рузман (Нидерланды), Сихао Хэ (Китай) и Алексей Жилин (Россия), в вечернем, с 19.00 – Александр Рамм (Россия), Ильдико Сабо (Венгрия) и Хи Ян Лим (Южная Корея).
Cегодня (20 июня) в 23-00 ждет первая интрига виолончельного конкурса, по итогам I тура жюри должно объявить – кто же дальше продолжит конкурсную борьбу.
Радиостанция "Орфей" - информационный партнер XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского
/фото tchaikovskycompetition.com/