В госпитале Джонса Хопкинса в г. Балтиморе (штат Мэриленд, США) после продолжительной болезни на 77-м году жизни скончался выдающийся художник музыкального и драматического театра, «господин оформитель с большой буквы» Валерий Левенталь. Большая часть его творческой жизни была связана с Большим театром, в котором он работал с 1965-й по 1995 год, а в 1988-95 гг. занимал пост главного художника. Многие замечательные спектакли стали таковыми в том числе и благодаря его художнической индивидуальности. Оперные постановки Бориса Покровского, балеты Щедрина-Плисецкой, спектакли в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, во МХАТ и Московском театре Сатиры...
Валерий Левенталь родился 17 августа 1938 года в Москве. В 1962 г. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (педагоги Ю. Пименов и М. Курилко).
Будучи еще студентом, дебютировал как художник-постановщик в кино. В 1963 г. оформил свои первые спектакли — в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой и в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В 1965-95 гг. работал в Большом театре, с 1988 г. занимая пост главного художника. Сотрудничал с Б. Покровским, Ю. Григоровичем, В. Васильевым, М. Плисецкой. Принимал участие в создании большого числа оперных спектаклей, среди которых «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини (1966 г., режиссер О. Моралев), «Снежная королева» М. Раухвергера (1969 г., режиссер Н. Никифоров, балетм. А. Мессерер), «Семен Котко» С. Прокофьева (1970 г., режиссер Б. Покровский), «Тоска» Дж. Пуччини (1971 г., режиссер Б. Покровский), «Игрок» С. Прокофьева (1974 г., режиссер Б. Покровский), «Зори здесь тихие» К. Молчанова (1975 г., режиссер С. Штейн), «Похищение луны» О. Тактакишвили (1977 г., режиссер Б. Покровский), «Мертвые души» Р. Щедрина (1977 г., режиссер Б. Покровский), «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова (1977 г., режиссер Г. Панков), «Отелло» Дж. Верди (1978 г., режиссер Б. Покровский), «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта (1978 г., режиссеры Н. Касаткина, В. Василев), «Революцией призванный» Э. Лазарева (1979 г., режиссер Б. Покровский), «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича (1980 г., режиссер Б. Покровский), «Кармен» (1981 г., режиссер Г. Ансимов), «Обручение в монастыре» С. Прокофьева (1982 г., режиссер Б. Покровский), «Млада» Н. Римского-Корсакова (1989 г., режиссер Б. Покровский), «Риголетто» (1989 г., режиссер А. Микк), «Жизнь за царя» М. Глинки (1989 г., режиссер Н. Кузнецов), «Орлеанская дева» П. Чайковского (1990 г., режиссер Б. Покровский), «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова (1990 г., режиссер А. Титель ), «Евгений Онегин» П. Чайковского (1991 г., режиссер Б. Покровский), «Князь Игорь» А. Бородина (1992 г., режиссер Б. Покровский).
Балетные спектакли: «Цветик-семицветик» Е. Крылатова (1965 г., балетм. Л. Лавровский), «Асель» В. Власова (1967 г., балетм. О. Виноградов), «Анна Каренина» Р. Щедрина (1972 г., балетм. М. Плисецкая), «Озаренность» А. Пахмутовой (1974 г., балет. Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов), «Икар» С. Слонимского (1976 г., 2-я ред,, балетм. В. Васильев), «Чиполлино» К. Хачатуряна (1977 г., Г. Майоров), «Чайка» Р. Щедрина (1980 г., балетм. М. Плисецкая), «Макбет» К. Молчанова (1980 г., балетм. В. Васильев), «Маленький принц» Е. Глебова (1983 г., балетм. Г. Майоров), «Дама с собачкой» Р. Щедрина (1986 г., балетм. М. Плисецкая), «Тимур и его команда» В. Агафонникова (1986 г., балетм. А. Петров), «Корсар» А. Адана (1994 г., редакция Ю. Григоровича), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г., редакция Ю. Григоровича).
Активно сотрудничал с Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди оперных спектаклей — «Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевского, «Любовь д’Артаньяна» М. Вайнберга, «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (режиссер Л. Михайлов), «Таис» Ж. Массне (режиссер Б. Покровский), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (режиссер А. Титель); балетных — «Оптимистическая трагедия» М. Броннера, «Дама с камелиями» Дж. Верди — В. Корчагина, «Цирк приехал!» на музыку К. Сан-Санса и В. Бесединой (балетм. Д. Брянцев).
Много работал за рубежом — в театрах Европы (в том числе в миланском Ла Скала и болонском Комунале), Америки, Японии. В Германии оформил свыше тридцати спектаклей, сотрудничал со знаменитыми немецкими оперными режиссерами — Вальтером Фельзенштейном и Гарри Купфером.
Постоянно сотрудничал с драматическими театрами. Неоднократно оформлял постановки Московского академического Художественного театра. Сотрудничал с известными режиссерами, в том числе с О. Ефремовым, А. Эфросом, М. Захаровым, В. Плучеком. Работал в кино и на телевидении.
С 1983 г. преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-Студии при МХАТ (с 1988 г. профессор). В 1987 г. открыл на этом факультете отделение театральных художников.
/информация и фото bolshoi.ru/