Музыкальный фестиваль «Барокко. Путешествия» познакомил московскую публику с российскими и зарубежными мастерами барочного репертуара: певцами, инструменталистами, дирижерами, камерно-инструментальными коллективами. Но самым главным достижением фестиваля стало то, что еще никогда за всю историю театра в нем не звучало столько музыки XVII-XVIII — популярной, малознакомой, а то и вовсе неизвестной российскому слушателю.

Музыкальное путешествие по Европе наконец приводит нас в Лейпциге, где более четверти века жил и творил кантор церкви св. Фомы Иоганн Себастьян Бах. В этом городе он написал наиболее значительные произведения кантатно-ораториального жанра — «пассионы» («Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну»), «Высокую мессу», Рождественскую, Пасхальную и Вознесенскую оратории, Magnificat, а также пять годовых циклов церковных кантат — всего более трехсот произведений.

Арии из духовной музыки Баха прозвучат в концертах фестиваля в Бетховенском зале Большого театра, которые состоятся 9 и 11 июня (программа одна и та же).

«В музыке Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее...», — пишет композитор и богослов, митрополит Русской православной церкви Илларион. — «Его музыка — вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину». Действительно, не будет преувеличением сказать, что никогда — ни до ни после Баха — духовная музыка не достигала таких мистических откровений, таких глубин философского постижения религиозной мысли и, вместе с тем, истинно «человеческого, слишком человеческого» (если воспользоваться метафорой Ницше) сопереживания евангельскому тексту. В церковных произведениях Баха ария, как правило, предстает поэтическим комментарием к Библии. Именно здесь, в сольном высказывании, в наибольшей степени «вочеловечивается» Бог, становятся близки к слушателю персонажи и события Священного писания.

Также будут исполнены несколько номеров из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» (супруги композитора, талантливой певицы, исполнительницы сольных партий в его произведениях). Как и многие другие сочинения, Бах писал «Нотную тетрадь» в сугубо педагогических целях, облекая вокальные упражнения в форму небольших арий.

Концерт баховской музыки пройдет под руководством одного из ведущих концертмейстеров современности — Семена Скигина. Профессор Высшей школы музыки им. Г. Эйслера в Берлине, художественный руководитель музыкального фестиваля в Дрездене, лауреат премий «Gramophone Award» и «Cannes Award», он постоянно сотрудничает с Молодежной программой Большого театра.

Арии И.С. Баха прозвучат в исполнении артистов Молодежной оперной программы Русланы Коваль, Екатерины Морозовой, Богдана Волкова, Александра Киреева, Ильи Кутюхина и Даниила Чеснокова. В концерте примут участие и выпускники Молодежной программы — солистка театра Юлия Мазурова и приглашенная солистка Мария Лобанова; солистка оперной труппы Большого Светлана Шилова и приглашенные солисты Анна Налбандянц и Максим Кузьмин-Караваев.

Как и в предыдущем концерте Молодежной оперной программы, публика услышит двух молодых певиц, лауреатов международных конкурсов — стажера Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Карину Хэрунц и студентку V курса Российской Академии музыки им. Гнесиных Елизавету Вайслейб (меццо-сопрано).

Инструментальные соло в ариях исполнят солисты-концертмейстеры оркестра Большого театра Михаил Цинман (скрипка) и Петр Кондрашин (виолончель), солистка оркестра Екатерина Гофман (флейта), артисты оркестра Александр Колосов (английский рожок) и Евгений Рощин-Иванов (гобой д’амур).

Партию фортепиано исполнят Семен Скигин и пианисты-концертмейстеры Молодежной оперной программы — лауреат международных конкурсов, член Российской гильдии пианистов-концертмейстеров Елизавета Дмитриева и Елизавета Малашенко. Художественный руководитель концерта — Семен Скигин.

 

/фото bolshoi.ru/

Вернуться к списку новостей