С 25 по 27 марта в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоится российская премьера мультимедиа-оперы Владимира Тарнопольского «По ту сторону тени». Композитор и сценарист – Владимир Тарнопольский. Текстовые фрагменты и компиляция – Ральф Гюнтер Моннау. Режиссер-постановщик и хореограф – Роберт Векслер. Художник интерактивной компьютерной графики – Фридер Вайс. Ансамбль «Студия новой музыки», музыкальный руководитель и дирижер – Игорь Дронов.
«По ту сторону тени» – первая российская мультимедиа-опера. Она была написана в 2006 году по заказу Бетховенского фестиваля и Боннской оперы.
В ней задействованы новейшие мультимедиа-технологии, работающие в реальном времени, что позволяет выстроить своеобразную триаду: музыка задает хореографическое движение – хореографическое движение трансформируется в интерактивное видео – интерактивное видео меняет структуру декораций.
В либретто включены тексты из «Божественной комедии» Данте, «Спора искусств о первенстве» Леонардо да Винчи, «Диалога Тени со Странником» Ницше, Гимна солнцу Эхнатона, а также свободно изложенные фрагменты из других классических источников.
Российская постановка осуществляется усилиями Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко и ансамбля «Студия новой музыки». Мультимедийную часть спектакля обеспечивает немецкая компания Palindrome Group, которая осуществляла мировую премьеру оперы.
В основе оперы лежат Притча о пещере Платона и легенда Плиния-старшего о происхождении живописи – две античные притчи, в которых по-разному интерпретируется феномен тени.
По Плинию, обводя контур тени уходящего на войну возлюбленного, девушка случайно создает изображение – так рождается искусство. По Платону, узники пещеры могут видеть лишь тени и отблески света на ее стенах, принимая их за истинный мир – этот постулат становится своеобразной метафорой современной эпохи, когда виртуальная реальность подменяет собой настоящую жизнь.
Согласно «сюжету» оперы, лишь искусство может освободить пленников пещеры – вывести их из мира теней, показав настоящий свет.
Композиция оперы основана на параллельном развитии этих двух линий. Аллегории искусств представлены женским трио, это своего рода античные Три Грации. Визуальным прообразом Пленников пещеры – мужского трио – стала скульптурная группа Родена «Три Тени» (из композиции «Врата ада» по Данте). Оркестр в опере разделен на два ансамбля, связанных с образами Искусств и Пленников; в хореографических интермедиях эти образы воплощены в фигурах Танцовщицы и Танцовщика.
Постановка продолжает стартовавший еще в конце 1990-х долгосрочный проект «Студии новой музыки» «НОМТ – Новый музыкальный театр», призванный преодолеть границы между музыкой, театром, хореографией и мультимедиа. Задачей проекта НОМТ является интеграция российского музыкального театра в общеевропейский культурный контекст.
/фото tarnopolski.ru , stanmus.ru /